Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
Опубликован: 18.06.2007 | Доступ: платный | Студентов: 412 / 7 | Оценка: 4.36 / 3.79 | Длительность: 15:15:00
ISBN: 978-5-94774-865-9
Лекция 14:

Совершенствование процессов работы с требованиями

< Лекция 13 || Лекция 14: 12 || Лекция 15 >
Аннотация: Совершенствованию процессов работы с требованиями уделяется большое внимание. Мы рассмотрим какими нормативными документами, стандартами регулируется этот вопрос и, конечно, остановимся на моделях и принципах совершенствования

Парадигма управления качеством, как способ организации производства, появилась давно. Идеи, заложенные в группе стандартов ISO9000 1Наиболее распространенные стандарты в области управления качеством , уходят корнями, в частности, и в такие "советские" изобретения, как поддержка рационализаторских предложений, наставничества и др.

В современной концепции процессно-ориентированной организации бизнеса процесс непрерывного совершенствования качества занимает одну из ключевых позиций.

Применительно к софтверной индустрии, помимо серии ISO9000, наиболее успешно себя зарекомендовавшими стандартами качества являются SEI CMM, SEI CMMI, ISO/IEC 15504 (SPICE), Bootstrap, TickIT.

SEI (Software Engineering Institute – Институт программной инженерии) - http://www.sei.cmu.edu. Научно-исследовательский институт, созданный на базе университета Карнеги-Меллона в Питсбурге в рамках деятельности комиссии Министерства обороны США по исследованию проблем, возникающих при разработке программных продуктов в организациях министерства. Наиболее значимые и известные продукты деятельности института – модели зрелости предприятия программной инженерии CMM, CMMI.

EPC SEI Capability Maturity Model - Integrated [for Software Engineering and Systems Engineering] – модель зрелости для программной и системной инженерии –. http://www.sei.cmu.edu/reports/10tr033.pdf, созданная в развитие модели CMM. Унаследовав от CMM описание пяти уровней зрелости организации, дополнительно определяет 22 процессные области (группы процессов программной инженерии). Набор моделей CMMI включает три модели: CMMI for Development (CMMI-DEV) (http://www.sei.cmu.edu/reports/10tr033.pdf), ориентированная на организации, занимающиеся разработкой программного и аппаратного обеспечения, а также комплексных систем; CMMI for Services (CMMI-SVC, http://www.sei.cmu.edu/reports/10tr034.pdf, ориентированная на сервисные службы и CMMI for Acquisition (CMMI-ACQ), ориентированная на организации, приобретающие IT-продукты и услуги. Все они имеют номер 1.3 (ноябрь 2010 года).

Модели совершенствования

ISO9000

Активное внедрение методов управления качеством на Западе началось в начале 1960-х годов. В основу стандартов серии ISO9000 легла философия подходов CPI (Continuous Process Improvement) и TQM (Total Quality Management) [14.1]. Подъем экономики послевоенной Японии во многом был обусловлен идеями, заложенными в TQM.

Качество - термин, который для одних означает необходимость делать то, что желает потребитель, для других - то, что отвечает его потребностям. Менеджмент качества, как он определен в ИСО 9001:2000, исходит прежде всего из того, что люди работают лучше, если им известно то, чем они занимаются. [14.1].

Поэтому прежде, чем приступить к какому-либо действию, следует получить ответы на вопросы: что нужно делать, кто будет проверять сделанное, как это нужно делать и как определить, что работа завершена? Необходимо также продумать, как вы собираетесь управлять данным процессом и как его можно усовершенствовать.

Основные принципы ISO9000:

  • Концентрация на потребностях заказчика;
  • Активная лидирующая роль руководства;
  • Вовлечение исполнителей в процессы совершенствования;
  • Реализация процессного подхода;
  • Системный подход к управлению;
  • Обеспечение непрерывных улучшений;
  • Принятие решений на основе фактов;
  • Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Безусловное достоинство стандартов этой группы связано с тем, что они апробированы на множестве предприятий мира. Однако рекомендации данных стандартов носят достаточно общий характер и не учитывают специфику предприятий отрасли IT. Для этого были разработаны специализированные подходы, рассмотренные ниже.

SEI-CMM, SEI-CMMI

Стандарт СММ (the Capability Maturity Model) разработан институтом инженерии программного обеспечения (SEI) при университете Карнеги-Меллон.

Назначение стандарта - оценка уровня "зрелости" (maturity levels) организации - разработчика программного обеспечения. Выделяются пять уровней: начальный, повторяемый, определенный, управляемый и оптимизирующий (подробнее см. в [14.2-14.3]). Данный стандарт получил широкую известность, значительное количество западных IT-компаний сертифицировано по CMM.

В 2000 г. SEI выпустил CMMI-SE/SW, интегрированную модель совершенствования как ПО, так и возможностей конструирования систем [14.3].

CMMI-SE/SW имеет две формы. Ступенчатое представление (the staged representation) соответствует структуре SW-CMM с небольшими уточнениями наименований уровней. Пять уровней зрелости содержат 22 области технологических процессов, показанных в таблице 14.1. (CMU/SEI, 2000а). Непрерывное представление (continuous representation), содержит другой взгляд: те же 22 области структурируются по 4 категориям: управление процессами, управление проектами, конструирование и поддержка (CMU/SEI, 2000b).

В непрерывном представлении вместо уровней зрелости определяются шесть уровней способностей (capability levels) для каждой области технологических процессов. Это представление позволяет каждой организации решать, какой уровень способностей ей соответствует в каждой из 22 областей технологических процессов.

Как и в CMM, в рассматриваемом стандарте на уровне 2 имеется область, именуемая "Управление требованиями", но, в отличие от предыдущего стандарта, на уровне 3 есть и отдельная область "Разработка требований". Размещение этой области на уровне 3 не подразумевает, что требования для проектов организации, не достигших уровня 2, собирать и документировать не нужно. Управление требованиями рассматривается как способ, помогающий создавать более предсказуемые и менее хаотичные проекты, что составляет сущность уровня 2 СММ. Приняв порядок управления изменениями и проверки статуса требований, организация может больше внимания уделять разработке высококачественных требований [14.3].

Таблица 14.1.
Уровень зрелости Название Области процессов
1 Начальный (нет)
2 Управляемый Управление требованиями Планирование проекта Мониторинг и контроль проекта Управление соглашениями с поставщиками Измерения и анализ Обеспечение качества процессов и продуктов Управление конфигурацией
3 Определенный Разработка требований Техническое решение Интеграция продуктов Верификация Валидация Концентрация внимания на процессе Определение процесса организацией Организационное обучение Интегрированное управление проектом Управление риском Анализ и разрешение вопросов
4 Количественно управляемый Производительность организационных процессов Количественное управление проектом
5 Оптимизирующий Организационные нововведения и их развертывание Случайный анализ и разрешение

Область процессов "Управление требованиями"

Ключевые темы включают в себя то, как команда разработчиков должна приобретать понимание требований и разрешать вопросы с клиентами, вовлекать участников проекта в работу с требованиями и управлять изменениями. В отличие от SW-CMM, трассирование (одно из ключевых "Свойства требований" ) включено в рассматриваемую область процессов. В стандарте обсуждаются следующие качества трассирования:

  • обеспечение записи источников низкоуровневых или вторичных требований;
  • трассирование каждого требования вниз, к вторичным требованиям, и его размещение по функциям, объектам, процессам и исполнителям;
  • установка горизонтальных связей между требованиями, принадлежащими к одному типу.

Область процессов "Разработка требований"

В CMMI-SE/SW описаны три набора приемов разработки требований:

  • приемы, определяющие полный набор требований клиентов, которые затем используются для разработки требований для продукта (выявить нужды заинтересованных в проекте лиц; преобразовать нужды и ограничения в требования клиентов);
  • приемы, определяющие полный набор требований для продукта (установить компоненты продукта; разместить требования по компонентам продукта; определить требования к интерфейсу);
  • приемы получения вторичных требований, понимания требований и их подтверждения (установить оперативные концепции и сценарии; определить требуемую функциональность системы; проанализировать вторичные требования; оценить стоимость, сроки и риск создания продукта; утвердить требования).

Как в СММ, так и в CMMI формулируются цели, к которым проект или организация по разработке ПО должны стремиться в различных областях процессов. В них также рекомендуются технические приемы, помогающие достичь этих целей.

CMMI-SE/SW регламентирует взаимосвязи между управлением требованиями, разработкой требований и другими областями процессов (рис. 14.1).


Рис. 14.1.
< Лекция 13 || Лекция 14: 12 || Лекция 15 >
Оксана Швецова
Оксана Швецова

Куда нажать? Сумма на лс есть. Как можно получить распечатанный диплом ?

Ринат Гатауллин
Ринат Гатауллин

Здравствуйте. Интересует возможность получения диплома( https://intuit.ru/sites/default/files/diploma/examples/P/955/Nekommerch-2-1-PRF-example.jpg ). Курс пройден. Сертификат не подходит. В сертификате ошибка, указано по датам время прохождения около 14 дней, хотя написано 576 часов.