Опубликован: 06.03.2006 | Доступ: платный | Студентов: 8211 / 266 | Оценка: 4.47 / 4.17 | Длительность: 17:53:00
ISBN: 978-5-9556-0046-8
Специальности: Менеджер
Лекция 14:

Контроль доступа к информации

< Лекция 13 || Лекция 14: 12 || Лекция 15 >

Вероятность того, что пользователь забудет свой пароль доступа в сеть, прямо пропорциональна частоте изменения паролей в сети.

Программные средства контроля доступа

Средства контроля доступа к документам в MS Office

Пакет Microsoft Office имеет встроенные средства защиты.

В приложениях Word, Excel, Access и PowerPoint имеются функции защиты документов от несанкционированного доступа. Пользователи могут управлять доступом к документам, применяя функцию защиты доступа к файлам. Автор документа может задать пароль, позволяющий открывать документ или вносить в него изменения (рис. 9.1).

Панель "Параметры", вкладка "Безопасность"

Рис. 9.1. Панель "Параметры", вкладка "Безопасность"

При установке парольной защиты на открытие файла запрашивается пароль и при сохранении файла документ шифруется. При шифровании происходит полное изменение исходного текста. Если просмотреть содержимое такого файла, то увидеть можно будет только несвязную мешанину символов. При открытии такого документа программа запрашивает пароль, и если он верен, то документ расшифровывается.

Причем возможен запрет не только на открытие файла, но и на изменение информации в нем, а также разрешение на изменение только отдельных элементов документа.

В зависимости от заданного режима пользователи не смогут вообще просматривать документ или же смогут просматривать его лишь в режиме "только для чтения" до тех пор, пока не введут правильный пароль.

Следует отметить, что соблюдение правил составления пароля заметно влияет на его устойчивость к взлому. Существует целый ряд программ для подбора паролей, которые используют три основных способа: прямой перебор, перебор по маске и перебор по словарю.

Первый способ заключается в переборе всех возможных комбинаций символов. При длине пароля в шесть символов время перебора всех возможных комбинаций на современном персональном компьютере исчисляется днями.

Перебор по маске применяется, если известна какая-либо часть пароля. Например, известно, что в начало всех паролей пользователь вставляет дату своего рождения. В этом случае время перебора сильно сокращается.

Перебор по словарю основан на желании пользователей создавать легко запоминающиеся пароли, содержащие слова. При этом количество возможных комбинаций резко сокращается.

Длина пароля к важному документу должна составлять не менее десяти символов, в пароле должны присутствовать спецсимволы (%^&*!@#$и т.д.), цифры, прописные и строчные буквы; пароль не должен состоять из словарных слов, написанных в прямом или в обратном порядке, не должен содержать какую-либо информацию о пользователе (имя, год рождения и др.).

Контроль доступа к Web-ресурсу

Если вы размещали в Сети свои Web-странички, то, вероятно, сталкивались с тем, что для внесения каких-либо изменений в страничку система требовала ввести логин и пароль. Для чего это нужно? Очевидно, для того чтобы любой желающий не имел возможности испортить ваш ресурс, изменить на нем информацию.

Это общее правило. Для того чтобы обеспечить безопасность некоторой информационной системы коллективного пользования, необходимо проверять, кто обращается к информации, убедиться, что этот человек имеет право доступа, а также определить, какие еще права он имеет. Например, владелец Web-странички может изменять в ней информацию, зарегистрированный пользователь ресурса, где помещена эта страничка, может только читать ее содержимое, а человек, не являющийся зарегистрированным пользователем, вообще не должен получать доступа к ресурсу.

Рассмотрим описанную выше процедуру контроля доступа к информации более подробно. На первом этапе происходит аутентификация пользователя - проверка подлинности входящего в систему пользователя.

Аутентификация (authentication) пользователя обычно происходит за счет того, что пользователь вводит правильное имя пользователя (user name), или логин (login) и пароль (password), после чего предоставляется вход. Сервер сравнивает аутентификационные данные пользователя с теми, что хранятся в базе, и если они совпадают, пользователю предоставляется доступ в сеть.

Термины "аутентификация" и "идентификация" часто считают синонимами, однако это не совсем верно. Идентификация - это установление тождества объектов на основе совпадения их признаков. Аутентификация - это процедура проверки подлинности данных и субъектов информационного взаимодействия.

Например, при входе в некоторую информационную систему пользователь обычно идентифицируется именем (идентификатором), а потом аутентифицируется паролем (или другим признаком аутентификации). В данном случае аутентификацией является проверка пароля, доказывающая, что идентифицированное лицо является именно тем, за кого себя выдает.

Следующий после аутентификации шаг - авторизация (authorization) пользователя для выполнения определенных задач. Авторизация - это процесс определения набора полномочий, которыми обладает пользователь - т.е. к каким типам действий, ресурсов и служб он допускается. После того как система произвела аутентификацию пользователя и он зарегистрирован в системе (logged in a system), определяется набор его прав доступа к ресурсам и действиям в системе. Уровень прав доступа (привилегий) определяется администратором системы на основе корпоративных требований безопасности.

Аппаратные средства контроля доступа

При использовании традиционных технологий - логинов и паролей - пользователи вынуждены помнить достаточно большое их количество, кроме того, есть опасность подбора паролей. Часто пользователи применяют одни и те же пароли к различным ресурсам, а сами пароли хранят в общедоступных местах.

Существует целый ряд систем с усиленной или двухфакторной аутентификацией, при которой пользователь должен иметь дополнительные аппаратные средства - смарт-карту или так называемый идентификационный токен1Строго говоря, смарт-карта - это тоже идентификационный токен. Их разделение условно: токены в формфакторе смарт-карты называют на бытовом уровне картами, а USB - токенами. (компактные аппаратные устройства-ключи) и знать определенный персональный идентификационный номер (PIN-код).

Электронный ключ eToken

Рис. 9.2. Электронный ключ eToken

Токены используют двухфакторный механизм аутентификации: пользователь знает свой PIN, с помощью которого система опознает определенного владельца токена; в свою очередь токен, получая сигнал от системы, выдает код, который позволяет провести авторизацию. Если токен или карта попадает к постороннему лицу, то после нескольких попыток набрать неверный PIN-код карта блокируется. Если кто-то перехватит PIN, то, кроме этого знания, ему надо еще иметь на руках саму карточку. Поскольку это маловероятно, такой двойной защиты при доступе к защищенным ресурсам бывает вполне достаточно.

< Лекция 13 || Лекция 14: 12 || Лекция 15 >
Ольга Тимофеева
Ольга Тимофеева
Ольга Прускавцова
Ольга Прускавцова