Московский государственный университет путей сообщения
Опубликован: 13.04.2006 | Доступ: свободный | Студентов: 869 / 87 | Оценка: 4.41 / 3.73 | Длительность: 24:53:00

Лекция 7: Средства диалогового взаимодействия с пользователем (TSO/E и ISPF/PDF)

Ключевые слова: мэйнфрейм, Windows, Unix, связь, управляющие, time sharing, option, множества, пользовательский интерфейс, ПО, Line, mode, пользователь, операции, REXX, interactive system, productivity, facility, программный продукт, Panel, меню, элементы управления, CUA, SAA, текстовый режим, средства разработки, доступ, системный сервис, shell, MVS, терминал, персональный компьютер, IBM, personal, communication, TCP/IP, SNA, идентификатор, USER, ID, пароль, logon, команда, allocator, logoff, профиль пользователя, REN, SMC, transmit, foreground, background, программа, компиляция, загрузка, исполнение, программные средства, редактор связей, binder, язык управления заданиями, JCL, управление заданиями, очередь, компонент, dialog, manager, tag language, software, configuration, AND, library, база данных, PDF, development, MS-DOS, модуль, интерфейс, характеристика терминала, интерактивный режим, COBOL, пакетный режим, экранная форма, VSAM, сегментирование, сервер, OS/2, дисплей, выход, мышь, исключение, режим доступа, курсор, запуск, action bar, поле, short, командная строка, long, вывод, список, значение, устройство внешней памяти, диапазон, тип команды, печать, управление курсором, стек вызовов, Command, retrieval, диалоговое окно, workstation, завершение работы, путь, обратный, отображение, функция, end, прямой, NEST, команда перемещения, half, CSR, позиция курсора, группа, место, Размещение, логический, сеанс, информация, personal communicator, имя программы, сеанс работы, agent, агент, технология клиент-сервер, AIX, HP-UX, SUN, GUI, поддержка, текстовый редактор, завершение сеанса работы, list, log, data set, prefix, префикс, UserID, идентификатор пользователя, целое число, класс, печатающее устройство, статистическая информация, DBCS, double-byte, CHARACTER SET, утилита, копирование, PDS, этап проекта, member, group, batch, Copy, шаблон, отображение списка, WS-I, DataSet, blank, SMS, quantity, secondary, record length, длина, block size, сообщение об ошибке, критерий отбора, минимум, произвольное, соответствие шаблону, предупреждающее сообщение, confirm, catalog, compression, разделы, allocation block, extent, переключатель, формат команды, сортировка, элемент списка, байт, встроенная команда, Entry, входной, macro, макрос, MIX, параметр, MSG, макрокоманда, ключевой параметр, указатель, recovery, автоматическое преобразование, HEX, autosave, ASME, Top, Data, персональная ЭВМ, пространство, запись, синтаксические ошибки, TE, завершение операций, отмена отображения, цепочка символов, LOC, метка, определение, языки управления

Введение

Работа пользователей операционной системы z/OS, как правило, осуществляется в режиме удаленного доступа через специальные терминалы или рабочие станции, подключенные к мэйнфрейму при помощи сетевых коммуникаций. Сегодня в качестве рабочих станций чаще всего используются персональные компьютеры (ПК), работающие под управлением операционных систем Windows или UNIX (Linux). В этом случае для взаимодействия с мэйнфреймом используются специальные программы эмуляции терминала, которые устанавливают связь с одним из приложений, выполняющимся на мэйнфрейме, воспроизводят на экране ПК исходящие от него сообщения и передают ему управляющие воздействия пользователя, вводимые с клавиатуры.

В z/OS поддерживается два основных интерфейса диалогового взаимодействия с пользователем: TSO/E и ISPF (рис. 5.29).

Средства поддержки пользователей в z/OS

Рис. 5.29. Средства поддержки пользователей в z/OS

Подсистема разделения времени TSO/E (Time Sharing Option/Extension) реализует одновременную поддержку множества независимых параллельных пользовательских сеансов [ 5.21 ] . Пользовательский интерфейс TSO/E реализован по типу "командной строки" (Line Mode). Каждый пользователь TSO/E при помощи специальных команд получает возможность выполнять операции над наборами данных, запускать задания и контролировать ход их выполнения, использовать устройства, связываться с другими пользователями и т.п. В TSO/E поддерживаются языки создания командных процедур CLIST и REXX.

ISPF (Interactive System Productivity Facility) - программный продукт, выполняющийся под управлением TSO/E и обеспечивающий поддержку диалоговой среды пользователя (Panel Mode). ISPF использует традиционные для полноэкранного режима работы средства пользовательского интерфейса, такие как: окна (панели), меню, всплывающие окна, списки, поля ввода и другие элементы управления, регламентированные международным стандартом CUA/SAA. Использование ISPF делает работу пользователя за терминалом значительно более комфортной, при этом возможность пользоваться стандартными командами TSO/E сохраняется.

Среда ISPF используется:

  • администраторами системы для управления наборами данных, томами, системными библиотеками и т.п.
  • программистами для разработки и выполнения интерактивных и пакетных программ;
  • пользователями для взаимодействия с прикладными программами и работы с наборами данных.

Стандартная реализация ISPF ориентирована на текстовый режим работы терминала, однако существует режим поддержки графического пользовательского интерфейса в стиле Windows. ISPF включает не только средства реализации, но и средства разработки диалогового интерфейса с различными приложениями z/OS.

Следует отметить, что пользователи сред TSO и ISPF имеют возможность получить доступ к системному сервису z/OS UNIX на основе классического пользовательского интерфейса UNIX shell, а также через специальные панели ISPF.