Имманентное: (Ответ считается верным, если отмечены все правильные варианты ответов.) Вариант 1непротиворечиво Вариант 2противоречиво Вариант 3невыразимо человеческим сознанием Вариант 4выразимо человеческим сознанием |
Философия: Информация
Автор: Вячеслав Моисеев
Форма обучения:
дистанционная
Стоимость самостоятельного обучения:
бесплатно
Доступ:
свободный
Документ об окончании:
Вам нравится? Нравится 162 студентам
Уровень:
Для всех
Длительность:
2:24:00
Студентов:
7878
Выпускников:
2596
Качество курса:
4.62 | 4.44
Курс по философии для вузов, включающий разделы общей философии – онтологию, гносеологию и аксиологию. Ставится задача заложить основы новой системы построения вузовского курса по философии, опираясь на идеи интегральной философии. Одновременно курс согласован с требованиями нового федерального стандарта по философии.
Опираясь на основные требования федерального образовательного стандарта к вузовскому курсу философии, делается попытка заложить основы нового систематического курса по философии, исходя из идей и принципов интегральной философии. Рассматриваются основные разделы философского знания – онтология, гносеология и аксиология. В представлении всех указанных тем проводится линия на интеграцию различных более частных философских направлений – материализма и идеализма, детерминизма и индетерминизма, холизма и редукционизма и т.д. В основание новой системы построения философского знания кладется интегративная модель реальности (т.н. "субъектные онтологии"), в рамках которой внешний и внутренний мир рассматриваются как рядоположенные онтологические регионы в рамках единого онтологического пространства.
Специальности: Философ
Дополнительные курсы
План занятий
Занятие
Заголовок <<
Дата изучения
Понятие о философии. Структура философского знания
Рассматривается феномен философского знания, история его возникновения, связь философии и мировоззрения. Далее дается краткая характеристика основных разделов философского знания – онтологии, гносеологии, аксиологии, логики. Исследуются основные проблемы философии, в связи с указанными разделами, даются примеры различных философских направлений.
Оглавление
-
Проблема бытия
Исследуются основные смыслы категории бытия в смысловых оппозициях – "бытие - небытие", "бытие - сознание", "бытие - атрибут". Рассматриваются категории "внутреннего" и "внешнего", "пространства" и "времени". Дается базовая схема интегральной онтологической модели – модели "субъектных онтологий".
Оглавление
-
Развитие и эволюция
Рассматриваются категории времени и развития. Время интерпретируется как рост пространства. Исследуются примеры внешнего и внутреннего развития, описываются идеи холизма и редукционизма, определяются понятия "холона" и "холархии", уровней организации бытия, категории целого как случая сверхаддитивного суммирования элементов. С понятием развития соотносится понятие "эволюции" - как процесса реализации развития с возможными факторами отклонения от идеальной схемы развития. Рассматриваются законы диалектики как законы развития и эволюции. В конце лекции упоминаются современные теории и модели развития (теория систем, теория симметрии, синергетика), дается краткое изложение идей теории эволюции в современной биологии.
Оглавление
-
Проблема человека: от природы к обществу и культуре
Для прояснения феномена человека исследуются онтологические определения основных земных форм жизни – растительной, животной и человеческой. Выдвигаются гипотезы различия этих типов жизни в первую очередь по типам организации внутренних миров. Для растительного типа жизни предполагается отсутствие дифференцированных изображений в их внутренних мирах, в связи с чем вводится понятие коллективного субъекта, руководящего активностями индивидуальных растительных организмов. Для животного типа жизни предполагается наличие конечных изображений во внутренних мирах и сохраняющееся подчинение коллективным субъектным инстанциям. Человеческий тип жизни ("человеко-бытие") характеризуется возникновением бесконечных изображений во внутренних мирах (общие понятия, идеи, самосознание и т.д.) и обретением свободы от водительства коллективных субъектов. Мир человека далее характеризуется через понятия культуры и социума, которые трактуются как новый тип коллективной субъектности человеко-бытия.
Оглавление
-
Общество и производство
Рассматривается феномен социальности как эффект целостности (эмерджентности). Человеческий тип бытия в мире ("человеко-бытие") представляется как сверхчеловеческая целостность, воспроизводящая себя на людях как отдельных элементах. Общество определяется как "целое на людях". Исследуются различные примеры социальных эмерджентностей – совместное сложение физических усилий, общественное разделение труда, языковая коммуникация, производство. Процесс производства представляется как процесс воплощения идей в материю посредством разума и человеческой телесности. В связи с производственной деятельностью человека, выделяется первая (воплощение идей в дочеловеческой природе) и вторая (воплощение идей через человеческую телесность) материализация идей. Выдвигается закон подобия второй материализации первой.
Оглавление
-
Структура общества. Общество и природа
Рассматриваются некоторые измерения социальной структуры, в частности – интенсивные и экстенсивные подсубъекты социального субъекта, основные законы развития любой формы жизни – законы подготовки, реализации и удаления. Далее исследуется проблема соотношения социума и природы, вводится представление о внутренней и внешней природе, развиваются идеи долга человека перед природой в лице продолжения ее развития с помощью человека.
Оглавление
-
Основы аксиологии
Развивается так называемая эгомерная модель живого существа (субъекта), согласно которой способность оценки есть выражение субъектного измерения тех или иных состояний бытия с точки зрения Я (эго) субъекта. Вводится представление о степенях Я (степенях себя), которые выражают меру пристутствия эго субъекта в оцениваемом событии. На этой основе дается определение ценности, строится иерархическая модель субъекта, феномен культуры исследуется как многоуровневый иерархический субъект. Исследуется структура ценностей в пространствах культуры и социума, вводится представление о процессе освоения ценностей, о базовом ценностном обмене между человеком и обществом, выделяются разные типы ценностей и их организации.
Оглавление
-
Элементы философской антропологии
Природа человека рассматривается с точки зрения типа его бытия в рамках структур субъектных онтологий (см. лекцию 4). Во внутреннем мире человек обладает бесконечными изображениями – эта идея иллюстрируется на примере общих понятий, высшей чувственности, самосознания и социальной рефлексии. Природа человека рассматривается в системе социальных связей. Творческое состояние человека понимается как измененное состояние сознания ("вдохновение"), которое выражается особой эмпатией на некое высшее существо ("эго-гений"). Далее любовь в человеческой жизни трактуется как форма творчества, когда в качестве эго-гения выступает идеал-бытие другого человека. В конце лекции рассматриваются философские проблемы смысла человеческой жизни.
Оглавление
-
Философия истории
Философия истории рассматривается в контексте интеграции цивилизационного и формационных подходов, философии К.Маркса и Ю.Хабермаса. Исторические процессы анализируются с точки зрения полярной динамики – динамики сложных полярных систем в организации общества и культуры. Исследуются философские основания проблемы прогресса и детерминизма в истории. По аналогии с "системой Геи" Дж.Лавлока, выдвигается гипотеза "системы Клио" - глобальной уровнево-сетевой и полисценарной системы организации исторического процесса.
Оглавление
-
Основы гносеологии
Гносеологическая проблематика рассматривается как вырастающая из опыта осознания и преодоления ошибок познания. Исследуются концепты трансцендентной и имманетной истины, выделяются различные виды кантовского концепта "вещи в себе". Область непротиворечивой гносеологии очерчивается в рамках теории имманентной истины, где в качестве главного критерия истинности выступает мера обобщенной инвариантности. Анализируются базовые гносеологические концепты – знание и вера, знание и мнение, понимание и его виды, основные гносеологические способности (интуиция, разум, чувство), рациональное и эмпирическое познание, презентизм и конструктивизм в познании.
Оглавление
-