Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Опубликован: 18.09.2006 | Доступ: свободный | Студентов: 1877 / 119 | Оценка: 4.32 / 3.36 | Длительность: 27:14:00
ISBN: 978-5-9556-0067-3
Лекция 6:

Архитектура программного обеспечения

Аннотация: Рассматривается понятие архитектуры ПО, влияние архитектуры на свойства ПО, а также методы оценки архитектуры. Рассказывается об основных элементах унифицированного языка моделирования UML.
Ключевые слова: предметной области, анализ предметной области, опыт, ПО, компонент архитектуры, архитектура ПО, интерфейс, компонент, компонентная технология, единица, компонентная модель, UML, диаграммы классов, архитектура, деление, Лес, деятельность, представление архитектуры, уровень абстракции, программное обеспечение, контроль, симулятор, генератор, потоки данных, реализация требований, надежность, переносимость, удобство сопровождения, удобство использования, противоречивость требований, компромисс, список, IEEE 1471, сценарий использования, архитектурный стиль, выделение подзадач, анализ, software architecture, analysis, method, SAAM, диаграммы вариантов использования, диаграммы развертывания, диаграммы компонентов, конфигурационное управление, JavaBeans, EJB, диаграммы взаимодействия, диаграмма потока данных, диаграммы сценариев, подсостояние, e-payment, метка перехода

Анализ области решений

Допустим, мы разобрались в предметной области, поняли, что требуется от будущей программной системы, даже зафиксировали настолько полно, насколько смогли, требования и пожелания всех заинтересованных лиц ко всем аспектам качества программы. Что делать дальше?

На этом этапе (а точнее, гораздо раньше, обычно еще в ходе анализа предметной области) исследуются возможные способы решения тех задач, которые поставлены в требованиях. Не всегда бывает нужно специальное изучение этого вопроса — чаще всего имеющийся опыт разработчиков сразу подсказывает, как можно решать поставленные задачи. Однако иногда, все-таки, возникает потребность сначала понять, как это можно сделать и, вообще, возможно ли это сделать и при каких ограничениях.

Таким образом, явно или неявно, проводится анализ области решений. Целью этой деятельности является понимание, можно ли вообще решить стоящие перед разрабатываемой системой задачи, при каких условиях и ограничениях это можно сделать, как они решаются, если решение есть, а если нет — нельзя ли придумать способ его найти или получить хотя бы приблизительное решение, и т.п. Обычно задача хорошо исследована в рамках какой-либо области человеческих знаний, но иногда приходится потратить некоторые усилия на выработку собственных решений. Кроме того, решений обычно несколько и они различаются по некоторым характеристикам, способным впоследствии сыграть важную роль в процессе развития и эксплуатации созданной на их основе программы. Поэтому важно взвесить их плюсы и минусы и определить, какие из них наиболее подходят в рамках данного проекта, или решить, что все они должны использоваться для обеспечения большей гибкости ПО.

Когда определены принципиальные способы решения всех поставленных задач (быть может, в каких-то ограничениях), основной проблемой становится способ организации программной системы, который позволил бы реализовать все эти решения и при этом удовлетворить требованиям, касающимся нефункциональных аспектов разрабатываемой программы. Искомый способ организации ПО в виде системы взаимодействующих компонентов называют архитектурой, а процесс ее создания — проектированием архитектуры ПО.

Архитектура программного обеспечения

Под архитектурой ПО понимают набор внутренних структур ПО, которые видны с различных точек зрения и состоят из компонентов, их связей и возможных взаимодействий между компонентами, а также доступных извне свойств этих компонентов [1].

Под компонентом в этом определении имеется в виду достаточно произвольный структурный элемент ПО, который можно выделить, определив интерфейс взаимодействия между этим компонентом и всем, что его окружает. Обычно при разработке ПО термин "компонент" (см. далее при обсуждении компонентных технологий) имеет несколько другой, более узкий смысл — это единица развертывания, самая маленькая часть системы, которую можно включить или не включить в ее состав. Такой компонент также имеет определенный интерфейс и удовлетворяет некоторому набору правил, называемому компонентной моделью. Там, где возможны недоразумения, будет указано, в каком смысле употребляется этот термин. В этой лекции до обсуждения UML мы будем использовать преимущественно широкое понимание этого термина, а дальше — наоборот, узкое.

В определении архитектуры упоминается набор структур, а не одна структура. Это означает, что в качестве различных аспектов архитектуры, различных взглядов на нее выделяются различные структуры, соответствующие разным аспектам взаимодействия компонентов. Примеры таких аспектов — описание типов компонентов и типов статических связей между ними при помощи диаграмм классов, описание композиции компонентов при помощи структур ссылающихся друг на друга объектов, описание поведения компонентов при помощи моделирования их как набора взаимодействующих, передающих друг другу некоторые события, конечных автоматов.

Архитектура программной системы похожа на набор карт некоторой территории. Карты имеют разные масштабы, на них показаны разные элементы (административно-политическое деление, рельеф и тип местности — лес, степь, пустыня, болота и пр., экономическая деятельность и связи), но они объединяются тем, что все представленные на них сведения соотносятся с географическим положением. Точно так же архитектура ПО представляет собой набор структур или представлений, имеющих различные уровни абстракции и показывающих разные аспекты (структуру классов ПО, структуру развертывания, т.е. привязки компонентов ПО к физическим машинам, возможные сценарии взаимодействий компонентов и пр.), объединяемых сопоставлением всех представленных данных со структурными элементами ПО. При этом уровень абстракции данного представления является аналогом масштаба географической карты.

Рассмотрим в качестве примера программное обеспечение авиасимулятора для командной тренировки пилотов. Задачей такой системы в целом является контроль и выработка необходимых для безопасного управления самолетом навыков у команд летчиков. Кроме того, отрабатываются навыки поведения в особых ситуациях, связанных с авариями, частичной потерей управления самолетом, тяжелыми условиями полета, и т.д.

Симулятор должен:

  • Моделировать определенные условия полета и создавать некоторые события, к которым относятся следующие:
    • Скоростной и высотный режим полета, запас горючего, их изменения со временем.
    • Модель самолета и ее характеристики по управляемости, возможным режимам полета и скорости реакции на различные команды.
    • Погода за бортом и ее изменения со временем.
    • Рельеф и другие особенности местности в текущий момент, их изменения со временем.
    • Исходный и конечный пункты полета, расстояние и основные характеристики рельефа между ними.
    • Исправность или неисправность элементов системы контроля полета и управления самолетом, показатели системы мониторинга и их изменение со временем.
    • Наличие пролетающих вблизи курса самолета других самолетов, их геометрические и скоростные характеристики.
    • Чрезвычайные ситуации, например, террористы на борту, нарушение герметичности корпуса, внезапные заболевания и "смерть" отдельных членов экипажа.

    При этом вся совокупность условий должна быть непротиворечивой, выглядеть и развиваться подобно реальным событиям. Некоторые условия, например, погода, должны изменяться достаточно медленно, другие события — происходить внезапно и приводить к связанным с ними последствиям (нарушение герметичности корпуса может сопровождаться поломками каких-то элементов системы мониторинга или "смертью" одного из пилотов). Если приборы показывают наличие грозы по курсу и они исправны, через некоторое время летчики должны увидеть грозу за бортом и она может начать оказывать влияние на условия полета.

  • Принимать команды, подаваемые пилотами, и корректировать демонстрируемые характеристики полета и работы системы управления самолетом в зависимости от этих команд, симулируемой модели самолета и исправности системы управления. Например, при повороте на некоторый угол вправо, показываемый пилотам "вид из кабины" должен переместиться на соответствующий угол влево со скоростью, соответствующей скорости реакции симулируемой модели самолета и исправности задействованных элементов системы управления.

Понятно, что одним из элементов симулятора служит система визуализации обстановки за бортом — она показывает пилотам "вид за окнами". Пилоты в ходе полета ориентируются по показателям огромного количества датчиков, представленных на приборной панели самолета. Вся их работа тоже должна симулироваться. Наличие и характеристики работы таких датчиков могут зависеть от симулируемой модели, но их расположение, форма и цвет служат слишком важными элементами выработки навыков управления самолетом, поэтому требуется поддерживать эти характеристики близкими к реальным. Представлять их только в виде изображений на некоторой панели неудобно, поскольку они должны располагаться и выглядеть максимально похоже на реальные прототипы. Значит, симулировать можно только небольшое семейство самолетов с практически одним и тем же набором приборов на приборной панели.

Владислав Нагорный
Владислав Нагорный

Подскажите, пожалуйста, планируете ли вы возобновление программ высшего образования? Если да, есть ли какие-то примерные сроки?

Спасибо!

Лариса Парфенова
Лариса Парфенова

1) Можно ли экстерном получить второе высшее образование "Программная инженерия" ?

2) Трудоустраиваете ли Вы выпускников?

3) Можно ли с Вашим дипломом поступить в аспирантуру?