Муромский институт имени В.К. Зворыкина
Опубликован: 27.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 9479 / 1754 | Оценка: 4.18 / 3.89 | Длительность: 03:20:00
ISBN: 978-5-9556-0121-2
Специальности: Менеджер
Лекция 31:

Современный менеджмент

< Лекция 1 || Лекция 31
Аннотация: Тенденции современного управления, формируемые под влиянием инновационного развития и экономических условий. Управление качеством. Инновационный менеджмент, как современная форма менеджмента. Профессионализация управления. Партисипативное организационное управление. Развитие видов обучения, переобучения и профессиональной переподготовки менеджеров.

31.ppt

Цель лекции: определиться с понятием современного управления, выделить его тенденции, а также определить направления в современном менеджменте.

Современный менеджмент — это специфическое направление в менеджменте по части управления производством и результатами деятельности. Выполнение такой глобальной задачи предполагает расширение сферы ответственности руководителя, которую составляют все факторы, определяющие деятельность организации, её результаты: внутренние, и внешние, подконтрольные, и полностью от нее независящие.

Основные тенденции современного менеджмента отражаются в следующих положениях:

  1. Системный подход – система или объект рассматривается в качестве совокупности взаимосвязанных элементов, имеющая вход и выход, связь с внешней средой, обратную связь.
  2. Комплексный подход – учёт технических, экологических, экономических, организационных, социальных, психологических и прочих направлений менеджмента, а также их взаимосвязи.
  3. Интеграционный подход – исследование и усиление взаимосвязей между отдельными компонентами менеджмента, стадиями жизненного цикла объекта управления, уровнями управления по вертикали, субъектами управления по горизонтали.
  4. Маркетинговый подход – ориентация управляющей системы при решении любых задач на потребителя (повышение качества, экономия ресурсов, использование научно-технического потенциала).
  5. Нормативный подход – установление обоснованных нормативов управления по всем подсистемам менеджмента: целевой, функциональной, обеспечивающей.
  6. Функциональный подход – потребность рассматривается в качестве совокупности минимальных функций по затратам на единицу полезного эффекта, которые следует выполнить для ее удовлетворения.
  7. Динамический подход – объект управления рассматривается в причинно-следственных связях и соподчинении, на основе ретроспективного анализа и перспективного прогноза.
  8. Воспроизводственный подход – ориентация на постоянное возобновление товара для удовлетворения потребностей конкретного сегмента с наименьшими затратами на единицу полезного эффекта (опережающее планирование, интеграция науки и производства и т.п.).
  9. Процессный подход – процесс управления представляет собой общую сумму всех функций, серий непрерывных взаимосвязанных действий.
  10. Количественный подход – переход от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок и пр.

Всеобщее управление качеством — это система управления, основанная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. TQM определяется как сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике, основывающийся на фактах, управляемый командный процесс. TQM направлен на планомерное достижение стратегической цели организации через непрерывное улучшение работы. Принципы TQM также известны как "всеобщее улучшение качества", "качество мирового уровня", "непрерывное улучшение качества", "всеобщее качество услуг" и "всеобщее качество управления".

Слово "всеобщее" в понятии "Всеобщее управление качеством" означает, что в данный процесс должен вовлекаться каждый сотрудник организации, слово "качество" означает заботу об удовлетворении потребностей клиента, и слово "управление" относится к сотрудникам и процессам, необходимым для достижения определенного уровня качества.

Всеобщее управление качеством — это не программа; это систематический, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ее улучшение. Это не управленческая прихоть; это проверенный временем стиль управления, успешно десятилетиями используемый компаниями по всему миру.

Этапы управления качеством:

Разработка качества.

Поддержание качества.

Совершенствование качества.

Инновационный менеджмент — взаимосвязанный набор действий, направленный на достижение или поддержание определённого уровня жизне- и конкурентоспособности организации с помощью определённых механизмов управления инновационными процессами.

Объектами инновационного менеджмента выступают инновация и инновационный процесс.

Профессионализация — ключевая особенность менеджмента. Именно профессионализация отличает менеджмент от других видов социального управления. Базой формирования данной особенности менеджмента служит развитие теории методологии менеджмента, обобщение искусства управления и опыта хозяйствования, действующая разветвленная система подготовки менеджеров, разнообразные программы и формы обучения.

Партисипативное управление - это управление, направленное на развитие творческой активности работника, создание условий для индивидуальных достижений талантливых людей; обеспечение необходимых оценочных усилий на единое коллективное действие, вовлечение сотрудников в управление организацией, решение проблем.

Оценка качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала.

Влияние повышения квалификации аппарата управления на деятельность организации заключается в том, что кадры, имеющие необходимый объем знаний, умений и навыков, способствуют более высокой производительности качественного труда при рациональном использовании материальных ресурсов. Таким образом, воздействие переподготовки кадров на деятельность организации определяется не только от количества обученных, но и от качества обучения.

Выделяют три слагаемых качества профессионального обучения: качественный состав обучаемых; качественный состав педагогических кадров; современный уровень учебно-материальной базы. Воздействуя на них, можно в определенной мере улучшать переподготовку и повышение квалификации персонала.

Большую роль играет система отбора слушателей, направляемых на переподготовку. Рекомендуется учитывать такие факторы, как возраст, личностный потенциал, степень мотивированности переподготовки, восприимчивость к обучению, вероятность образования вакансий и т.д.

Тщательный отбор слушателей дает возможность учить только тех, кто способен и хочет учиться, а также сформировать контингент, поддающейся повышению квалификации.

Если рассматривать ситуацию, когда руководитель повышает квалификацию, то такое обучение будет особенно эффективным при наличии у этого человека потребности в самореализации и саморазвитии. При этом важно, чтобы данная потребность сформировалась как у отдельной личности, так и в том производственном коллективе, который направляет работника на переподготовку.

Система подготовки менеджеров ведется по таким направлениям, как:

  1. Менеджмент
  2. Финансовый менеджмент
  3. Инновационный менеджмент
  4. Маркетинг
  5. Логистика
  6. Производственное управление
  7. Связи с общественностью и реклама
  8. Проектный менеджер
  9. MBA и DBA
  10. Менеджер по персоналу
  11. Риск – менеджер
  12. Менеджер по качеству.
  13. Офис – менеджер
  14. Государственное и муниципальное управление

Организация подготовки менеджеров различного уровня ведется в ВУЗах, на курсах повышения квалификации, в средних профессиональных учреждениях.

Каждая конкретная программа подготовки специалистов ориентирована на подготовку управленцев соответствующего звена.

Краткие итоги

В лекции представлено определения понятия современного менеджмента. Выделены его структурные компоненты. Определены основные тенденции современного менеджмента в основных положениях.

Уделено внимание отдельным компонентам современного управления. как инновационный менеджмент и всеобщее управление качеством.

Определены компоненты процесса подготовки специалиста в области управления.

Представлены направления в современном менеджменте.

Вопросы

  1. Дайте представление понятию современного менеджмента.
  2. Охарактеризуйте тенденции современного менеджмента.
  3. Назовите особенности всеобщего управления качеством.
  4. Представьте этапы управления качеством.
  5. Назовите направления подготовки современных менеджеров.

Ключевые термины:

Воспроизводственный подход – ориентация на постоянное возобновление товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими затратами на единицу полезного эффекта (опережающее планирование, интеграция науки и производства и т.п.).

Всеобщее управление качеством — это система управления, основанная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. TQM определяется как сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике, основывающийся на фактах, управляемый командный процесс. TQM направлен на планомерное достижение стратегической цели организации через непрерывное улучшение работы. Принципы TQM также известны как "всеобщее улучшение качества", "качество мирового уровня", "непрерывное улучшение качества", "всеобщее качество услуг" и "всеобщее качество управления".

Динамический подходобъект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчинении, на основе ретроспективного анализа и перспективного прогноза.

Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.

Интеграционный подход – исследование и усиление взаимосвязей между отдельными элементами (подсистемами) менеджмента, стадиями жизненного цикла объекта управления, уровнями управления по вертикали, субъектами управления по горизонтали.

Количественный подход – переход от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок и пр.

Комплексный подход – учет технических, экологических, экономических, организационных, социальных, психологических и других аспектов менеджмента и их взаимосвязи.

Маркетинговый подход – ориентация управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя (повышение качества, экономия ресурсов, использование научно-технического прогресса).

Нормативный подход – установление рационально обоснованных нормативов управления по всем подсистемам менеджмента: целевой, функциональной, обеспечивающей.

Организационная культура - это совокупность общественно прогрессивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений.

Партисипативное управление, управление, направленное на раскрепощение творческой активности работника, создание простора для индивидуальных достижений талантливых людей; обеспечивает необходимое интегрирование оценочных усилий на единое коллективное действие, вовлечение сотрудников в управление организацией, решение проблем.

Профессионализация — ключевая особенность менеджмента. Именно профессионализация отличает менеджмент от других видов социального управления. Базой формирования данной особенности менеджмента служит развитие теории методологии менеджмента, обобщение искусства управления и опыта хозяйствования, действующая разветвленная система подготовки менеджеров, разнообразные программы и формы обучения.

Процессный подходпроцесс управления является общей суммой всех функций, серий непрерывных взаимосвязанных действий.

Системный подход – система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь.

Современный менеджмент — это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие.

Функциональный подход – потребность рассматривается в качестве совокупности минимальных по затратам на единицу полезного эффекта функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения.

< Лекция 1 || Лекция 31
Михаил Агапитов
Михаил Агапитов

Не могу найти  требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия"

Подобед Александр
Подобед Александр

Я нажал кнопку "начать курс" и почти его уже закончил, но для получения диплома на бумаге, нужно его же оплатить? Как оплатить?