Муромский институт имени В.К. Зворыкина
Опубликован: 27.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 9477 / 1752 | Оценка: 4.18 / 3.89 | Длительность: 03:20:00
ISBN: 978-5-9556-0121-2
Специальности: Менеджер
Лекция 29:

Имидж лидера

< Лекция 1 || Лекция 29
Аннотация: Имидж и качества менеджера. Формирование имиджа и внешние данные. Основные характеристики имиджа руководителя. Невербальное общение как элемент имиджа.

29.ppt

Цель лекции: определить содержание имиджа лидера и источники его формирования и поддержания.

Имидж - собирательное понятие. Это облик менеджера, т.е. та форма поведения человека, благодаря которой "на люди" выставляются перспективные личностные и деловые характеристики. Наиболее приоритетными среди них следует воспитанность, эрудицию, профессионализм.

Следовательно, менеджеру необходимо обладать определенными качествами, манерами, умением правильно руководить трудовым коллективом, максимально эффективно использовать творческие способности каждого из работников, добиваясь тем самым гибкое реагирование на требования заказчиков.

Ввиду служебных обязанностей, менеджеру необходимо уметь убеждать, вовлекать коллектив на решение стоящих перед ним задач, поэтому очень важно научиться использовать нужный тон в деловом общении, обладать умением отдавать распоряжения. Распоряжение менеджера будет эффективно выполнено в том случае, если оно не только понято подчиненным, но и осознанно принято им. Следует вызывать интерес работника к заданию, показав ему ту пользу, которую получит лично он и коллектив в результате его выполнения. Распоряжения даются только в двух формах, а именно приказа и просьбы. Необходимо использовать эти формы в соответствии с ситуацией, но важно понимать, что просьба воспринимается подчиненным с большим желанием и выполняется охотнее, чем приказ.

Одним из основных коммуникационных умений менеджера является конструктивная критика своих коллег и подчиненных, не наживая врагов, формируя благоприятную психологическую атмосферу в коллективе.

Менеджер должен чётко понимать, что такие черты поведения как вежливость, тактичность, деликатность, необходимы не только для "умения вести себя в обществе", но и для повседневной жизни. Не следует забывать и о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, необходимо полностью управлять своими эмоциями, а также стрессами. Важно иметь свой собственный стиль поведения, благородный образ, имидж, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

Имидж руководителя - это продолжение имиджа организации. Всегда следует помнить о том, что имидж менеджера и имиджа организации - две взаимосвязанные вещи и подкрепляют друг друга.

Успех в коммерческой деятельности зависит не только от уровня власти, но и от силы личного авторитета менеджера.

Авторитет - заслуженное доверие, которым пользуется менеджер у своих подчиненных, вышестоящего руководства и просто коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия личностных качеств менеджера установленным требованиям. Авторитет необходимо определять как систему отношений, ценностей и результат работы.

Авторитет менеджера, связанный с исполнением собственных основных функций согласно занимаемой должности, обязательно должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. Поэтому необходимо различать два источника авторитета:

  • официальный, который определяется занимаемой должностью (должностной статус);
  • реальный авторитет - это неоспоримое доверие и уважение (субъективный статус).

Менеджер, обладающий авторитетом, располагает к себе людей, оказывает на них положительное влияние. Очевидно, что к решениям авторитетного и неавторитетного менеджера подчиненные относятся по разному. В первом случае распоряжение принимается без внутреннего противоречия, с готовностью выполняется.

Распоряжения неавторитетного менеджера всегда вызывают чувство внутреннего смятения, а недоверие к такому менеджеру оборачивается и недоверием к его решениям.

Требования, предъявляемые к руководителю при формировании имиджа:

  1. Руководитель всегда должен помнить, что его личный пример является важнейшим средством влияния на подчиненных. Прежде всего, он не должен допускать расхождения слова и дела.
  2. Менеджеру следует избегать предубеждений, ему необходимо быть объективным и справедливым в общении с людьми, поддерживать нормальные отношения со всеми работниками, не выделяя никого из них.
  3. Для поддержания нормального морально-психологического климата в коллективе руководителям стоит устанавливать и поддерживать контакты с неформальными лидерами.
  4. Соблюдение норм и правил этикета - важнейшее требование к поведению руководителя.
  5. Вместе с нравственными качествами руководителю важно обладать и необходимыми для управленческой деятельности психологическими задатками.

Выделяют следующие типы имиджа:

  • Зеркальный - это имидж, который характеризуется представлением нас о самих себе.
  • Текущий - такой тип имиджа который можно назвать как "взгляд со стороны".
  • Желаемый - отражение того типа имиджа, к которому стремится менеджер.
  • Корпоративный - представляет собой имидж всей организации, а не конкретного подразделения или личности.
  • Множественный - этот представляет из себя сочетания множества независимых направлений имиджа в одной корпорации.
  • Харизматический - как правило, такой тип имиджа приписывают вождям, лидерам.
  • Закрытый - представляет из себя возможность вписывать закрытые, собственные черты.
  • Мифологический - имидж, который определяется системой сложившихся в обществе мифов.

Личный имидж менеджера обычно рассматривается как свидетельство того, каким человек сам себя представляет. Можно выделить следующие рекомендации, которые могут пригодиться для создания эффективного имиджа менеджера.

Одежда и наружность. Суть умения хорошо одеваться в том, чтобы одежда подходила к конкретному случаю. Это означает, что здесь нет непререкаемых правил. Практичность - это самый важный показатель соответствия.

Выделяются также сугубо пространственные (невербальные) моменты, которые позволяют отличить лидеров от подчиненных. В европейской культуре лидер всегда располагается вне остальных. Такая позиция "вне и над" (как, например, при публичном выступлении), или "вне и впереди" (например, в разных шествиях, походах войск и т.д.) позволяет выделить любую фигуру в качестве лидера. Эти факты были выделены рядом ученых, однако еще задолго до этого множество людей понимало это на интуитивном уровне.

Очевидно, что позиции лидера, - это позиция вне толпы и над ней, однако отделение и обособление лидера от последователей должно быть детально определено, потому как одновременно с демонстрацией своей исключительности, лидер должен продемонстрировать своим последователям, что такой же, как они. Такое сходство лидера и последователей может проходить в двух ракурсах.

Прежде всего, последователи желают видеть своим лидером того человека, который разделяет их убеждения и идеалы, моральные нормы.

Так же, менеджер должен стремиться показать, что он – самый обыкновенный человек, с такими же потребностями, слабостями, привычками.

Стратегия "я один из вас" позволяет менеджеру добиться чувства близости с подчинёнными.

Итак, все представленные правила являются достаточно универсальны и способны в той или иной мере использоваться любым руководителем. Однако лидерские стратегии обязательно должны изменяться в зависимости от особенностей самого менеджера, характера его аудитории и сложившейся ситуации.

Краткие итоги

В лекционном материале определено понятие имиджа лидера, приведено его рассмотрение через организационное окружение и внутренние установки.

Представлен ряд требований, который предъявляется к руководителю при формировании имиджа, выделены типы имиджа с их описанием.

Вопросы

  1. Дайте определение понятию имиджа лидера и руководителя, определите основные черты понятий.
  2. Охарактеризуйте понятие авторитета руководителя и его источников.
  3. Определите типы имиджа руководителя.
  4. Назовите невербальные моменты в отличии лидера от подчиненных.
  5. Опишите сходство лидера и последователей.

Ключевые термины:

Авторитет - заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Авторитет следует рассматривать как систему отношений, ценностей и результат работы.

Властные полномочия – объем прав, которыми располагает руководитель при принятии решений без согласования с высшим руководством.

Власть – это возможность влиять на поведение других людей.

Деловое общение – это искусство, позволяющее войти в контакт с партнерами по бизнесу, преодолеть личные предубеждения, неприятие того или иного контрагента, достичь желаемого коммерческого результата. Под деловым общением понимается любое общение, способствующее решению коммерческих задач.

Деловое общение — это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели.

Имидж - собирательное понятие. Это облик, то есть та форма жизнепроявления человека, благодаря которой "на люди" выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики. Среди них приоритетными следует признать воспитанность, эрудицию, профессионализм.

Имидж руководителя - это прямое продолжение имиджа предприятия.

Лидерство — процесс организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, определившимся в ходе спонтанно формирующихся межличностных отношений.

Лидерство — процесс организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, определившимся в ходе спонтанно формирующихся межличностных отношений.

Менеджер — лицо, занимающее постоянную должность и отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющий в своем подчинении одного или группу работников и наделенный правами и полномочиями по принятию решений, реализации этих решений и распоряжению ресурсами: материалами, оборудованием, финансами и т.д.

Ранг оппонента – характеристика "силы" оппонента.

< Лекция 1 || Лекция 29
Михаил Агапитов
Михаил Агапитов

Не могу найти  требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия"

Подобед Александр
Подобед Александр

Я нажал кнопку "начать курс" и почти его уже закончил, но для получения диплома на бумаге, нужно его же оплатить? Как оплатить?