Не могу найти требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия" |
Теория лидерства в менеджменте
Цель лекции: определить понятие лидерства, провести сравнение с руководством, рассмотреть классификации лидерства с позиции научных школ.
Руководство представляет собой процесс организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемый официально назначенным руководителем.
Лидерство представляет собой процесс по организации и управлению взаимоотношениями и деятельностью участников малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, выделенным в ходе случайно формирующихся межличностных отношений.
Отличие менеджера от лидера представлено в таблице 26.1:
Менеджер | Лидер |
---|---|
Администратор | Инноватор |
Поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
План – основа действий | Видение – основа действий |
Полагается на систему | Полагается на людей |
Использует доводы | Использует эмоции |
Контролирует | Доверяет |
Поддерживает движение | Дает импульс движению |
Профессионален | Энтузиаст |
Принимает решения | Превращает решения в реальность |
Делает дело правильно | Делает правильное решение |
Уважаем | Обожаем |
Среди основных лидерских качеств можно выделить:
- Интеллектуальные способности: знание дела, развитость речи, интуиция, образованность, ум и рассудительность, проницательность, оригинальность и пр.
- Приобретенные умения: умение заручиться поддержкой, объединяться, тактичность и дипломатичность, умение брать на себя риск и нести ответственность.
- Черты характера личности: инициативность, энергичность, гибкость, созидательность, настойчивость, независимость, честность, потребность в достижениях, обязательность и пр.
Характеристика менеджера как эффективного лидера:
- ценится подчиненными,
- оказывает значительное воздействие на подчиненных,
- уверен в себе, ясно излагает свои мысли,
- устанавливает хорошее взаимодействие,
- вознаграждает требуемое поведение,
- имеет стратегию влияния на группы,
- проявляет настойчивость и требовательность,
- прислушивается к мнению других,
- имеет убедительный внешний вид.
Теория "Х" и теория "Y" Д. МакГрегора
Личностный подход основывается на анализе лидерских качеств, необходимых руководителю для эффективного управления.
Теория Х:
- работники противятся любым переменам;
- работники от природы ленивы и избегают усилий при любой возможности;
- цели работников противоположны целям организации;
- работникам плохо удается принимать решения.
Теория Y:
- все работники обладают потенциалом для развития в рамках их должностей, а иногда и сверх них;
- работники способны нести ответственность за свой труд;
- цели работников могут совпадать с целями организации.
Р. Стогдилл и У. Беннис недостатками личностного подхода выделяли:
- количество важных лидерских качеств практически бесконечно;
- не установлена тесная связь между этими качествами и лидерством.
Стили руководства по Р. Стогдиллу и У. Беннису:
- устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.
- манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.
Авторитарный стиль руководства заключается в следующих положениях:
- Централизация власти в руках руководителя (принятие решений - единоличное).
- Ставка на администрирование (приказ, указание, распоряжение).
- Ограниченные контакты с подчиненными (соблюдение дистанции).
- Допускает ограниченную инициативу в действиях подчиненных.
- В отношениях с подчиненными категоричен, часто резок.
- Стимулирование подчиненных ориентировано больше на наказание, чем на поощрение.
- Новое воспринимается с осторожностью (или вообще не воспринимается).
- Уверен в том, что дело знает лучше подчиненных.
- Ответственность за результаты деятельности полностью возлагает на себя.
Демократический стиль руководства состоит в:
- Децентрализация властных полномочий.
- Решение принимается коллегиально (на основе консультации с подчиненными).
- В доведении задач до исполнителей часто используется метод предложений.
- С подчиненными поддерживаются тесные контакты.
- Инициатива подчиненных допускается и поощряется.
- Стимулирование ориентировано на поощрение, чем на наказание.
- Отношения с подчиненными доброжелательные, уважительные.
- Стремление к овладению новыми знаниями, самообразованию.
Либерально-попустительский стиль руководства :
- Высокая степень децентрализации властных полномочий (минимальное вмешательство в деятельность подчиненных).
- Роль руководителя – обеспечение подчиненных информацией и посредничество в процессе их взаимодействия.
- Инициатива полностью передается в руки подчиненных.
- Высокая степень зависимости руководителя от подчиненных.
- Взаимоотношения с подчиненными мягкие, вежливые, основанные на уступках руководителя и его боязни конфликтов.
- В стимулировании труда отсутствует четкая ориентация.
- Требования руководителя к подчиненным низкие.
- Ответственность за результаты деятельности перекладываются на подчиненных.
Модель ситуационного лидерства Френка Фидлера
Стиль руководства зависит от:
- Отношения руководителя с подчиненными (хорошие, плохие);
- Властных полномочий (достаточные, недостаточные);
- Структурности задач (четко, нечетко) в различных ситуациях стиль ориентируется либо на организационно-техническую сторону дела, либо на налаживание человеческих отношений.
Модель ситуационного лидерства Т.Митчелла и Р.Хауса
Стиль зависит от ориентации подчиненных на личные выгоды.
Варианты стиля:
- Стиль поддержки человеческих отношений;
- Инструментальный стиль (создание организационно-технических условий);
- Стиль достижения высоких результатов;
- Стиль привлечения подчиненных к управлению.
Модель ситуационного лидерства П.Херсея и К.Бланшарда
Зависимость стиля от образования и практического опыта подчиненных.
Варианты стиля:
- Стиль жесткого контроля подчиненных;
- Стиль участия подчиненных в принятии решений;
- Стиль коллективного управления и самоуправления.
Модель ситуационного лидерства В.Врума и Ф.Йеттона
Зависимость стиля от особенностей коллектива и характера проблемы:
- Стиль единоличного принятия решения;
- Стиль учета мнений подчиненных;
- Своевременное обсуждение и решение проблем;
- Решения вырабатываются группой.