Не могу найти требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия" |
Стили менеджмента
Цель лекции: познакомиться со стилями управления, их критериями.
Стиль управления – типичная манера и способ поведения менеджера.
Существует несколько классификаций стилей менеджмента.
Стили могут классифицироваться по следующим критериям:
- Критерий участия исполнителей в управлении;
- Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления;
- Критерий преимущественной ориентации.
Критерий участия исполнителей в управлении
- авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает – сотрудники исполняют);
- сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений);
- автономный (менеджер играет сдерживающую роль – сотрудники решают сами, обычно большинством).
критерий функции управления:
- управление через инновацию (разработка инновации – как ключевое задание);
- управление посредством задания цели (на каждом управленческом уровне задают цели, определяются задачи и свобода в методах их достижения, ограниченная сметой затрат и контролем).
Критерий преимущественной ориентации
- слабое управление – нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также низкое проявление интереса о решении задач менеджмента. Полезная отдача крайне низкая;
- управление по задачам – с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, при этом можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения;
- клубное управление – господствует дружеская атмосфера, но работники пренебрегают решением задач;
- управление по среднему пути – достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, что приводит к средней производительности труда;
- сильное управление - идеальный стиль.
Девятнадцать категорий поведения руководителей Гарри Юкла
Значительный вклад в изучение стилей поведения руководителя внес Гарри Юкл, разработавший девятнадцать категорий поведения руководителя. Этот список является, пожалуй, наиболее полным. Он может быть использован при обучении молодых и переобучении опытных руководителей для полного понимания, что должен включать в себя процесс управления коллективом. Результаты исследования Юкла позволяют менеджерам создать правильный образ руководителя, просчитывать правильность тех или иных действий с целью выведения процесса производства на качественно новый уровень.
- Главный акцент на производство Данная сторона деятельности руководителя включает в себя мероприятия, осуществляемые с целью увеличения производительности и эффективности производственного процесса, в том числе контроль.
- Чуткость, внимательность Лидер коллектива, чтобы сохранить и укрепить свою позицию, должен быть максимально внимателен к его членам, строг и объективен. Должен оказывать определенную поддержку людям, которые в него верят.
- Воодушевление Способность лидера стимулировать энтузиазм у членов коллектива, вселять в них уверенность в собственных силах, вдохновлять на выполнение любых заданий является в значительной мере залогом успеха всего дела.
- Похвала и признание Руководитель может выразить признательность за качественно выполненную работу, поблагодарить за особый вклад в производство, выразить уверенность в сохранении подобного отношения и в дальнейшем.
- Вознаграждение за деятельность на благо фирмы Руководитель может выразить свою признательность подчиненному в виде денежной премии, либо повышения в должности, либо предоставления более благоприятных условий работы и т. д.
- Участие в принятии решений Руководитель проводит консультации с подчиненными по важнейшим вопросам ведения дел в компании, позволяет им вносить корректировки в принятые им решения.
- Передача полномочий Руководитель передает часть своих функций подчиненным, а соответственно распределяет и часть ответственности, при этом члены коллектива сами решают, как наиболее правильно подойти к выполнению порученных им работ.
- Разъяснение ролей Руководитель доводит до сведения подчиненных их обязанности и степень ответственности, объясняет правила, нормы поведения и работы в данной организации, дает им понять, чего конкретно он хочет от каждого из них.
- Постановка целей Руководитель делает акцент на важности каждого из выполняемых поручений, объясняет общую задачу, дает оценку быстроте выполнения каждого из заданий, обеспечивает надежную обратную связь.
- Обучение Руководитель определяет потребность в переподготовке и повышении квалификации для своих подчиненных.
- Распространение информации Руководитель доводит до сведения работников все решения, принятые высшим руководством, а также информацию о проведении общественных акций, встреч и конференций.
- Решение проблем Руководитель берет на себя инициативу по решению возникших в процессе производства проблем. Эту инициативу он должен решительно довести до конца.
- Планирование Руководитель составляет четкую программу действий по воплощению в жизнь поставленных целей (оперативные планы, стратегии достижения целей, графики работ, сроки исполнения).
- Координация действий Руководитель обязан обеспечивать четкую координацию между различными подразделениями организации.
- Облегчение работы Руководитель оказывает подчиненным поддержку, снабжая необходимым сырьем, обеспечивая дополнительными удобствами на рабочих местах, выявляет и устраняет разного рода проблемы.
- Привлечение консультантов Руководитель поддерживает контакты со специалистами в различных областях и в случае необходимости прибегает к их помощи, совету, консультации.
- Налаживание благоприятного климата в коллективе Руководитель делает все, чтобы в среде его подчиненных сохранялась атмосфера доверия и взаимопонимания, кооперации и взаимопомощи.
- Управление конфликтами Каждый руководитель должен стремиться к тому, чтобы избегать любого рода конфликтных ситуаций в своем коллективе. Для этого он может проводить определенную профилактическую работу.
- Дисциплина и критика Дисциплинарными воздействиями могут быть официальное предупреждение, лишение премий, понижение в должности, увольнение.
Краткие итоги
В лекции представлено рассмотрение стилей менеджмента, критерии их классификации, преимущественной ориентации.
Особенно подробно уделено внимание классификации стилей управления, предложенных Гарри Юклом. Список представленных стилей поведения руководителей можно назвать наиболее полным. Он помогает способен помочь руководителям просчитать правильность тех или иных действий.
Вопросы
- Назовите критерии классификации стилей менеджмента.
- Опишите категории поведения руководителя по Гарри Юклу.
- Определите, каким образом могут быть реализованы категории поведения руководителей.
Ключевые термины:
Вертикальные коммуникации представляют собой поток информации по восходящей (объяснительные записки, служебные записки и т.п.) и по нисходящей (приказы, распоряжения и т.п.).
Канал – средство передачи информации.
Коммуникации – это обмен информацией между двумя или более людьми.
Обратная связь – это процесс проверки отправителем правильности декодирования и понимание получателем сообщения.
Отправитель – это лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающую ее.
Получатель – это лицо, которому предназначено информация и которое интерпретирует ее.
Приказ - наиболее категоричная форма решения, обязывающая подчиненных точно выполнить решение в установленные сроки. Основанием для приказа являются постановления или распоряжения правительства, решения вышестоящих органов управления, руководителей.
Распоряжение - это разновидность приказа, направленная на решение частных вопросов, исходящая не только от руководителей, но и от других лиц в пределах их компетенции.
Сообщение – это собственная информация, закодированная с помощью символов.
Стиль управления – типичная манера и способ поведения менеджера.
Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.