Муромский институт имени В.К. Зворыкина
Опубликован: 27.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 9430 / 1730 | Оценка: 4.18 / 3.89 | Длительность: 03:20:00
ISBN: 978-5-9556-0121-2
Специальности: Менеджер
Лекция 22:

Управленческие решения в менеджменте

< Лекция 1 || Лекция 22: 12
Аннотация: Рассматривается система выстраивания сбыта продукции организаций, дается представление о маркетинге и его основных подходах в реализации товаров.

22.ppt

Цель лекции: познакомиться с понятием управленческого решения, выделить его виды, способы формирования и определения эффективности.

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Анализируя развитие менеджмента, трудно не обратить внимание на то, что его теория трансформируется к разработке современных технологий принятия решений. Решения обуславливают такие направления менеджмента, как управление на основе контроля за исполнением, управление посредством экстраполяции прошлого опыта на будущее, управление с помощью предвидения изменений, управление на основе гибких экстренных решений.

Мировой и отечественной наукой в XX в. была разработана новая область знаний - теория принятия решений. Возникшая при решении военно-стратегических задач, она получила распространение и в области экономического управления. В настоящее время существует научная база для принятия качественных управленческих решений.

Разработка эффективных управленческих решений - важнейшая предпосылка в обеспечении конкурентоспособности продукции или услуги, а также организации на рынке, формировании оптимальных организационных структур, проведение грамотной кадровой политики, регулирование социально-психологических отношений в организации, создание положительного имиджа и пр.

На уровне организаций и объединений количество документально оформленных решений достигает в среднем около трехсот в год, на более высоких уровнях их гораздо больше. Выборочный анализ убедительно доказывает, что четвертую часть всех решений (до 25%) можно было бы не принимать из-за их неисполнимости. Происходит это по самым разным причинам: нелепости целей, сложности контроля, поверхностности принимаемых мер, отсутствия сроков исполнения, закрепляемости ответственности за конкретными лицами. По большому счёту, всё выделенное выше свидетельствует о низком качестве управленческой деятельности, порождающем существенные экономические и социальные последствия (упущенную возможность, необоснованные затраты времени и средств, безответственность, снижение трудовой активности, разложение здорового психологического климата в коллективах). Поэтому осуществление глубокой проработки управленческих решений, грамотное оформление и соблюдение методологических принципов проведения этой работы приобретают особую актуальность.

Проблема принятия управленческих решений имеет фундаментальный характер. Исследования данной проблемы относятся к разделу междисциплинарных, так как выбор способа осуществления действий - это результат сбалансированной увязки различных аспектов: экономического информационного, логического, правового, психологического, организационного, математического, технического и пр.

Сочетая в себе различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую (субъекта на объект управления), что, в конечном итоге, приводит к достижению поставленных целей. Это постоянное связующее звено между двумя основными подсистемами, без которого организация как система функционировать не может. Такое обстоятельство подчеркивает главное место управленческого решения в процессе деятельности организации.

Содержание термина "решение" по-своему определяется в разных областях знаний.

Общая теория принятия решений, которая разработанна на основе математических методов и формальной логики, широко используется и в экономике и имеет все предпосылки для широкого распространения.

С позиции данной теории принятие решений - это выбор из множества наиболее предпочтительных альтернатив. Под решением же понимается:

  • элемент множества возможных альтернатив;
  • нормативный документ, определяющий деятельность системы управления;
  • устные или письменные распоряжения необходимости выполнения определенного действия, операции, процессы;
  • регламентируемая последовательность действий для достижения поставленных целей;
  • нечто, отражающее осуществление поставленной цели (материальный объект, число, показатель и др.);
  • реакция на некоторый раздражитель.

В экономической литературе понятие "решение" трактуется также неоднозначно и рассматривается как некий процесс, акт выбора и результат выбора. Решение как процесс предполагает некоторый временной интервал, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как акт выбора включает в себя этап принятия решений с соблюдением всех особых правил. Решение как результат выбора – это, прежде всего, волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив, сопредельных целей и мотивов поведения лица, принимающего решение.

Большинство авторов работ по менеджменту в определение понятия "управленческое решение" включают организационные, психологические аспекты, положения общей теории принятия решений. Так, например, управленческое решение формулируется как:

  • продукт управленческого труда, организационная реакция на возникшую проблему;
  • выбор определенного курса действий из возможных вариантов;
  • выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения;
  • выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции.

Наиболее удачным представляется следующее определение.

Управленческое решение в организации представляет собой творческий акт субъекта управления, определяющий и регламентирующий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению возникающих проблем на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Исходя из приведенного определения, можно выделить ряд важнейших моментов решения: организационный, психологический, социальный, информационный и экономический.

Процесс управления отличается динамичностью. Изменения внешней и внутренней среды порождают необходимость принятия разнообразных управленческих решений. Главными факторами, оказывающими влияние на организацию и функционирование системы, являются технико-технологические, социально-экономические, а также региональные. В связи с этим выделяют две группы задач, требующих решения: функциональные и ситуационные.

Функциональные - обусловлены разделением труда в организации, полномочиями отдельных работников. Они носят в основном стандартный характер. Ситуационные задачи появляются в результате нарушений взаимодействия подсистем и элементов в организации либо под влиянием всех вышеуказанных факторов.

Скорость реакции на внезапные изменения ситуации (условий функционирования) определяет адаптивные свойства организации, предел её управленческих возможностей. Если ситуация меняется быстрее, чем время ответной реакции организации, то она переходит в ранг неуправляемого.

Существует точка зрения, согласно которой структура организации должна (с учетом обеспечения адаптивности) формироваться исходя, во-первых, из установленной функциональной специализации управленческих работ, во-вторых - из надобности иметь подразделения проблемно-ориентированного характера. Данные ситуационные подразделения могут функционировать временно и, при необходимости, упраздняться.

В специальной литературе авторы выделяют самые разные признаки решений.

По источнику возникновения решения делят на инициативные, по предписанию, по предложению "снизу". С точки зрения психологии наибольшие трудности представляют ситуации разработки решений по предписаниям, так как систематическое "навязывание" решений может нанести ущерб проявлению инициативы людей.

По юридическому оформлению решения могут быть в виде плана, приказа, распоряжения, инструкции; по способу фиксации они делятся на устные и письменные. Классифицируя управленческие решения по признаку юридического оформления, стоит помнить о разнице между приказом и распоряжением.

Приказ - наиболее категоричная форма решения, обязывающая подчиненных точно выполнить решение в установленные сроки. Основанием для приказа являются постановления или распоряжения правительства, решения вышестоящих органов управления, руководителей.

Распоряжение - это разновидность приказа, направленная на решение частных вопросов, исходящая не только от руководителей, но и от других лиц в пределах их компетенции.

По субъекту, принимающему решения , выделяются решения индивидуальные, коллективные и коллегиальные. Первые принимаются лично руководителями, вторые - коллективами предприятий и организаций, третьи - коллегиальными органами (советами, правлением и т.д.).

По степени уникальности решения делятся на: рутинные и новаторские. Новаторское решение отличается спецификой построения процесса принятия решений и в содержании отдельных его этапов.

По методам разработки различают количественные решения, включающие методы математического программирования, статистические методы, а также эвристические решения, основанные на использовании логики, интуиции, опыта, знаний лица, принимающего решения (ЛПР) Использование методов математического программирована позволяет по заранее заданным параметрам находить оптимальное решение.

По степени неопределенности, зависящей от количеств информации, имеющейся в распоряжении лица принимающего решение, решения подразделяют на детерминированные - принимаемые в условия определенности, при наличии полной информации; вероятностные - принимаемые в условиях вероятностной определенности (риска); неопределенные - решения, принимаемые в условия неопределенности, т.е. при отсутствии необходимой информации по проблеме.

Управленческие решения можно классифицировать и с позиции количества рассматриваемых целей - как одноцелевые и многоцелевые.

По степени регламентации, то есть насколько жестко установлены сроки и условия действия подчиненных, различают решения регламентирующие, ориентирующие и рекомендующие.

Регламентирующие решения полностью направляют деятельность подчиненных, исключая их самостоятельность. С подчиненных в этом случае требуется лишь безусловная исполнительность.

Ориентирующие решения однозначно определяют лишь основные моменты деятельности, в решении же второстепенных вопросов допускается проявление самостоятельности подчиненных.

Рекомендующие решения контурно обозначают возможности деятельности подчиненных, предоставляя широкий выбор конкретных путей и проявления инициативы.

По функциональному признаку (содержанию) решения бывают экономические, социальные, технические, политически организационные.

Экономические решения связаны с повышением эффективности производства, совершенствованием деятельности предприятия.

Социальные решения направлены на улучшение условий труда и отдыха членов коллектива предприятия и др.

Технические решения принимаются для совершенствования технической политики и технологии производства, сокращения применения ручного труда и т.д.

Организационные решения направлены на улучшение организации труда работников, совершенствование нормативов, норм, внедрение НОТ.

Учитывая, что любое управленческое решение строится на предварительном прогнозировании, различаются решения по периодам действия: долговременные (перспективные) и оперативные.

Перспективные решения определяются в общих чертах, они лишь задают направления для реализации определенной цели. В торговле, например, достижение показателя повышения производительности труда, качества обслуживания и др.

Оперативные решения предусматривают меры по реализации прогнозов развития событий (конкретные виды работ, сроки их исполнения и исполнителей).

Все многообразие управленческих решений в зависимости от характера проблем и методов их разрешения можно условно разделить на типы.

Так, с учетом стереотипности ситуаций и используемого метода, выделяются программируемые и непрограммируемые решения. К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения. По данным зарубежной практики, около 90% решений принимаются по типичным ситуациям. К таким ситуациям относятся те, что связаны с закупкой товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др. Для их решения применяется известная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности. Это делается потому, что абсолютного повторения всех нюансов ситуации практически не бывает.

К непрограммируемым относятся решения, принимаемые в новых ситуациях, носящие, как правило, разовый, творческий характер, во многом зависящий от здравого смысла и интуиции (например, разработка новых технологий, изделий, формирование новой структуры).

< Лекция 1 || Лекция 22: 12
Михаил Агапитов
Михаил Агапитов

Не могу найти  требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия"

Подобед Александр
Подобед Александр

Я нажал кнопку "начать курс" и почти его уже закончил, но для получения диплома на бумаге, нужно его же оплатить? Как оплатить?