Не могу найти требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия" |
Самоуправление как метод менеджмента
Цель лекции: раскрыть понятие самоуправление как метода менеджмента, выделить уровни самоуправления, а также основные принципы.
Самоуправление – представляет собой демократизацию управления, обеспечивающую работникам возможность участвовать в процессе выработки и принятия решений, влиять на положение дел в организации. Понятие "самоуправления" выражает достаточно устойчивый тип социального образования или общественных отношений.
Полностью самоуправляемой считается такая система, которая не имеет над собой ни одного вышестоящего органа управления (например, частная фирма).
Организация может быть самоуправляемой частично в том случае, если она представляет собой некоторый структурный объект (элемент, звено, подсистему) в более сложной организационной иерархической структуре (ряд предприятий и фирм входят в состав крупную компанию). Уровень такой самоуправляемости определяется мерой централизации (децентрализации) или соотношением между внешним управлением, которое реализуется со стороны вышестоящего органа, и внутренним управлением, исходящим от управляющего субъекта системы.
Самоуправление можно схематически представить в виде соединения труда и управления, который чаще называют подходом "снизу" (рисунок 16.1).
Самоуправление развивалось по следующим направлениям:
- развитие с позиции общественных аспектов (А. Маслоу, У. Оучи и др.);
- развитие с позиции участия работников в самоуправлении (Л. Келос, У. Мэри и др.);
- развитие с позиции исторических предпосылок (М. Туган-Барановский, А. Чаянов и др.);
- развитие с позиции участия работников в управлении.
Самоуправление можно представить в следующей последовательности (рисунок 16.2):
Самоуправление является следствием демократизации.
Основные формы демократизации:
- Соучастие в управлении – право работников на получение достаточной информации о функционировании организации, о планах менеджмента, на выражение собственного мнения, на привлечение к соуправлению фирмой с правом совещательного голоса и на представительство в органах управления на условиях меньшинства.
- Соуправление – право на участие в выработке и принятии решений, наложения вето на отдельные постановления, которые принимаются руководством, самостоятельное решение некоторых вопросов производственного и социального характера, равное представительство в органах управления.
- Внутренний (рабочий) контроль – возможность контроля за действиями аппарата управления.
Самоуправление – право на прямое управление организацией по ключевым направлениям на основе так называемого принципа "один человек – один голос", так и на косвенное.
Самоуправление с позиции работника может быть представлено следующим образом.
Условие: работник и трудовые коллективы реализуют себя в качестве субъектов собственности.
Труд соотносится с управлением через отношения собственности. Постольку поскольку формой их экономической реализации является хозяйственный расчёт, то наиболее благоприятные условия для самоуправления складываются на низовом уровне, где хозяйственные отношения проявляются наиболее сильно.
Самоуправление с позиции коллектива.
Проблемы развития самоуправления в коллективе:
- Общие причины: инерция, старые методы руководства.
- Причины внутри трудовых коллективов: различия в квалификации, конфликтность, профессиональная пригодность.
- Сложность соотнесения самостоятельности с самоуправлением.
- Неравный доступ к управленческой деятельности внутри коллектива.
- Разный уровень доступа к необходимой информации.
Для того чтобы самоуправление получило развитие, необходимо задействовать следующие инструменты:
- разработка программ, где основным элементом является обучение персонала организации особенностям, принципам и формам самоуправления;
- реструктуризация организации с целью формирования на местах автономных самоуправляемых рабочих команд и бригад с предоставлением им части функций иерархических структур управления;
- превращение автономных подразделений в самостоятельные бизнес-единицы;
- построение системы широкой информационной коммуникации и привлечение на этой основе работников к планированию деятельности своих подразделений и организации в целом;
- сохранение и поддержание традиционных ценностных ориентиров организации и персонала;
- формирование особого, партнерского стиля управления, основанного на горизонтальной координации и вертикальной интеграции,направленного на корпоративное использование знаний, инициативы и самостоятельности работников.
Принципами развития самоуправления выделяют:
- Пассивно – сдерживающее направление – пассивная поддержка преимуществ и сдерживание желания участия работников в управлении.
- Компенсационная поддержка самоуправления – одобрение инициативы участия работников в самоуправлении и поощрение достигнутых результатов.
- Развитие самоуправления в качестве эффективного функционирования организации.
Для развития систем самоуправления организации необходимо развивать коллективный подход в её формировании. Так, необходимо определить состав таких систем:
- Формы участия в управлении.
- Система оплаты труда и материального стимулирования.
- Система инновационного развития.
- Система управления процессами труда.
- Система управления материальными ресурсами.
- Обслуживающая система.
- Система социального развития.
- Система развития экономического соревнования.
- Система производственных технологий.
- Система единичного управления структурными подразделениями всего трудового коллектива.