Не могу найти требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия" |
Социально-психологические методы управления
Цель лекции: рассмотреть социально – психологические методы управления через описание их направленности по объектам, целям и средствам.
Социально-психологические методы основаны на использовании так называемого социального механизма управления, это, прежде всего, система отношений в коллективе, социальные потребности работников и пр.. Сущность этих методов состоит в значительном использовании неформальных подходов, личностных интересов, коллектива в управлении персоналом.
Социально-психологические методы являются одними из главных в системе управления персоналом, они позволяют определить роль и место работников в группе, выявить лидеров и предоставить им поддержку, соединить воедино мотивацию людей с итоговыми результатами хозяйственной деятельности, предоставить эффективные коммуникации и разрешение конфликтных ситуаций в коллективе.
Условно, социально-психологические методы можно разделить на две большие группы:
Социологические методы – направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе труда.
Психологические методы – целенаправленно воздействуют на личность каждого конкретного человека.
Цель социологических методов - управление построением и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, сплоченности, достижения общих целей посредством объединения всех интересов людей, развития инициативы и т. п. В основу социологических методов заключены потребности, интересы, мотивы, цели и пр.
Направления социологических методов следующие:
Методы управления групповыми явлениями и процессами: повышение социальной активности, социальное регулирование, управление установленным корпоративным поведением.
Методы управления индивидуально-личностным поведением: внушение, методы личного примера, методы мотивирующих условий.
Среди социологических методов управления выделяются:
Метод наблюдения – определяются качества сотрудника, которые возможно обнаруживаются лишь в неформальной обстановке (экстремальные ситуации).
Интервьюирование – подготовка сценария беседы, а далее, в ходе общения с собеседником – получение нужной информации.
Анкетирование – массовый опрос людей с помощью специальных анкет.
Социометрический методы – анализируются деловые дружеские связи в коллективе. На основе анкетирования сотрудников выстраивается матрица наиболее предпочтительных контактов между людьми, которая позволяет выделить также неформальных лидеров в коллективе.
Психологические методы имеют большое значение в работе с персоналом, так как направлены на конкретного рабочего или служащего и, как правило, строго индивидуальны. Их особенностью является внимание к внутреннему миру человека, его личности, интеллектуальным способностям, поведению, для того, чтобы сосредоточить весь внутренний потенциал человека на решении конкретных задач организации.
Направлениями психологических методов управления являются следующие:
Методы формирования и развития трудового коллектива с учетом психологической и социально-психологической совместимости.
Методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, основанные на принципах социальной справедливости.
Методы психологического принуждения, формирование у работника инициативы, стремления к эффективному труду.
Методы профессионального набора и обучения, ориентированные на соответствие психологических характеристик человека выполняемой работе.
Основным средством воздействия на коллектив, внастоящее время, является убеждение. Убеждая, руководителю следует в максимальной степени определить природу человеческого поведения и отношений в процессе совместного труда. Понимание менеджером биологической природы и внутреннего мира человека помогает выбирать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива.
Целью психологических методов является создание морально-психологического климата, способствующего повышению эффективности деятельности работника и увеличению степени удовлетворенности трудовым процессом в коллективе, в организации.
Объектом психологических методов на уровне организации выступает индивид, субъектом – менеджер соответствующего уровня.
Социально-психологический климат представляется качественной стороной межличностных отношений, проявляющихся в виде некоторой совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих эффективной совместной деятельности, а так же всестороннему развитию личности в коллективе.
Признаки социально-психологического климата:
- доверительные отношения и высокая требовательность членов коллектива друг к другу;
- доброжелательная и деловая конструктивная критика;
- свободное выражение собственного мнения при обсуждении любых вопросов, касающихся всего коллектива;
- отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
- достаточная информированность членов коллектива о его целях, задачах и состоянии дел при их реализации;
- удовлетворенность принадлежностью к группе;
- высокая степень эмоциональной сплоченности и взаимопомощи в ситуациях;
- принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее участников.
Краткие итоги
В лекции рассмотрены социально-психологические методы менеджмента, под ракурсом их разделения на социологические и психологические.
Определены их цели и направления.
Представлено понятие социально-психологического климата, а так же его признаки.
Вопросы
- Дайте понятие социально-психологическим методам управления.
- Охарактеризуйте направления социально-психологических методов.
- Выделите сущность социальных методов.
- Определите компоненты психологических методов управления.
- Раскройте понятие социально-психологического климата