Не могу найти требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия" |
Контроль как функция менеджмента
Цель лекции: познакомить слушателей с практикой проведения функции контроля, описать основные виды контроля и этапы его проведения, представить требования.
Контроль - процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов:
- установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке;
- измерение достигнутых результатов с ожидаемыми результатами;
- корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль как функция менеджмента — это вид управленческой деятельности с целью удержания организации на выбранной траектории развития посредством сравнения показателей деятельности с установленными стандартами и принятия необходимых мер при отклонениях.
В процессе управленческого контроля можно получить ответы на следующие вопросы:
- Чему мы научились?
- Что следует сделать иначе в следующий раз?
- В чем причина отклонений от намеченного?
- Какое воздействие оказал контроль на принятие решений?
- Было ли воздействие контроля позитивным или негативным?
- Какие выводы следует сделать для выработки новых целей?
Управленческий контроль необходим, прежде всего, по следующим причинам:
Неопределенность, сложность и динамичность организационной среды.
Предупреждение возникновения кризисных ситуаций посредством обнаружения несоответствий и ошибочных действий до того, как они нанесут предприятию вред.
Поддержание успеха путем сопоставления фактических результатов, плановых показателей и оценки темпа продвижения организации к намеченным целям.
Управленческий контроль проводится по следующей технологии:
- Выбирается концепция контроля: система, процесс или частные проверки; предмет и цель контроля; контролирующий орган.
- Организуются цели контроля: целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля.
- Нормы контроля: этические, правовые, производственные и пр.
- Методы контроля: предварительный, текущий и заключительный.
- Объемы и области контроля: полный, сплошной, эпизодический, выборочный, финансовый и пр.
При проведении управленческого контроля следует руководствоваться следующими критериями:
- Эффективность контроля – определяется результативность, полезность контроля.
- Эффект влияния на людей – следует определить, что конкретно вызывает у работников предлагаемая технология контроля, а именно:положительные или негативные стимулы, стрессовые реакции и пр.
- Выполнение задач контроля – необходимо определить совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать устранению отклонений; выработке эффективных решений.
- Определение границ контроля – контрольные мероприятия не должны осуществляться без ограничений. Длина контролируемых участков должна способствовать выявлению отклонений на самой ранней стадии. Необходимо соблюдать нормы контроля в соответствии с действующим законодательством.
Управленческий контроль бывает предварительным, текущим и заключительным.
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ.
Основным средством контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения.
Предварительный контроль используется в трех областях:
- Человеческие ресурсы.
- Материальные ресурсы.
- Финансовые ресурсы.
Предварительный контроль принято делить на два вида: терапевтический и диагностический.
Текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ. Его объектом являются сотрудники организации.
Для осуществления текущего контроля, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями от намеченных целей, корректируют отклонения для достижения этих целей.
Заключительный контроль своей целью предполагает предотвращение ошибок в будущем.
В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена.
Заключительный контроль позволяет:
Во-первых – получить достоверную информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем.
Во-вторых – повысить мотивацию.
Таким образом, процедура контроля проводится в три этапа:
Этап А. Установление стандартов – конкретных целей, прогресс в отношении которых поддается измерению. На данном этапе производится выработка показателей результативности – определяется то, что должно быть получено для достижения поставленных целей.
Этап B. Сравнение достигнутых результатов со стандартами. Устанавливается масштаб отклонений, используется принцип исключения, измеряются показатели, а также проводится своевременное информирование о стандартах и результатах.
Этап C. Выбор подходящей линии поведения: ничего не предпринимать; установить отклонения; пересмотреть стандарты.
Для того чтобы контроль был эффективным, к нему предъявляются следующие требования:
- Объяснить персоналу необходимость проводимого контроля.
- Обеспечить гибкость, т.е. выбрать наилучший при данных обстоятельствах "стиль контроля", в целях исключения неточности и деспотичности.
- Организация взаимосвязей процессов планирования и контроля с целью исключения использования непригодной информации.
- Ориентация контроля на результаты и задачи, стоящие перед организацией, и оценка эффективности контроля с точки зрения достижения целей и возможности осуществления стратегического планирования.
- Сформировать механизм контроля, соответствующий исследуемому виду деятельности.
- Контроль должен быть простым и основываться на несложных, но оригинальных методах.
- Общие затраты на систему контроля не должны превышать создаваемые ею преимущества.
- Следовательно, контроль экономически оправдан, если отношение затрат к планируемой прибыли остается достаточно низким.
Краткие итоги
В лекции представлено определение контроля как функции менеджмента, а также те основные вопросы, на которые можно получить в процессе проведения контроля.
Представлена технология проведения контроля, а также критерии, которыми необходимо руководствоваться.
Рассмотрены виды управленческого контроля (предварительный, текущий и заключительный).
Определена процедура проведения контроля, которая заключается в установлении стандартов, сравнении достигнутых результатов со стандартами и выборе подходящей линии поведения.
Для определения эффективности контроля в лекции также указаны основные требования.