Не могу найти требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия" |
Организация как функция менеджмента
Цель лекции: привести характеристику организации в качестве функции менеджмента и выделить ее основные принципы.
Понятие функции организации заключается в:
- установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы,
- определении порядка и условий функционирования фирм.
Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.
Так как понятие организации исходит из необходимости сведения воедино всех специалистов фирмы, то задачей является определение миссии, роли, ответственности, подотчетности для каждого из них. Процесс организации позволяет структурировать работу и формировать подразделения исходя из размера предприятия, его целей, технологий и персонала.
Элементами функции организации выступают:
Распределение работ – менеджер разделяет всю работу на небольшие части с учетом того, что каждая часть может быть выполнена одним человеком.
Группировка задач – формирование задач по логическим блокам и формулирование структуры подразделений.
Функция организации реализуется посредством следующих видов управления:
Административно – организационное управление предполагает выстраивание взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями предприятия, а также предоставление прав и установление ответственности между сотрудниками управленческого аппарата.
Оперативное управление обеспечивает функционирование организации в соответствии с установленным планом и заключается в сопоставлении фактических результатов с плановыми.
Направлениями реализации организации являются:
- разделение организации на подразделения в соответствии с целями и стратегиями;
- делегирование полномочий.
При формировании подразделений используются подходы:
- Формирование подразделений по функциональному признаку, т.е. в автономные структуры сводятся люди, занимающиеся снабжением, производством, сбытом и пр. В этом случае в фирме формируется: линейная (линейно-штабная) или функциональная структура управления.
- Формирование подразделений по другим признакам: по производимому продукту, географическим зонам, группам потребителей и т.д. В этом случае формируется дивизиональная структура управления.
При проектировании организаций следует придерживаться следующих принципов:
- Принцип системного подхода требует организации полного перечня управленческих решений, ориентированных на организацию всех целей функционирования организации.
- Принцип управляемости предполагает фиксирование соотношения руководителя и числа подчиненных ему работников. При формировании аппарата проектирования структуры управления необходимо стремиться к оптимальности такого соотношения. Важным здесь также является распределение управленческих решений по' уровням, которое должно предусматривать рациональную степень загрузки руководителя, принимающего решение. Если загрузка руководителя намного превышает допустимые нормы, резко снижаются эффективность и оперативность управления. Осуществление на практике этого принципа значительно затруднено из-за отсутствия научно обоснованных норм управляемости.
- Принцип соответствия субъекта и объекта управления — важный методологический принцип, который заключается в том, что структура управления должна формироваться прежде всего исходя из особенностей объекта управления. Состав подразделений организации, характер взаимосвязи между ними определяются спецификой функционирования как отдельных структурных звеньев, так и системы в целом.
- Принцип адаптации . Он связан с требованием гибкости, адаптивности, способности быстро реагировать на изменение внешних и внутренних экономических условий. Важное значение в связи с этим приобретает совершенствование информационного аспекта с целью обеспечить проявление и развитие данного принципа.
- Принцип специализации . В соответствии с этим принципом проектирование структуры управления необходимо вести таким образом, чтобы обеспечить технологическое разделение труда при формировании структурных подразделений.
- Принцип централизации означает, что при проектировании структуры управления необходимо объединять управленческие работы с повторяющимся характером операций, однородностью приемов и методов их выполнения. Такими операциями могут быть плановые, бухгалтерские, учетные и др. Принцип централизации требует одновременно сокращения числа уровней управления.
- Принцип профессиональной регламентации предполагает группировку функциональных звеньев на каждом организационном уровне таким образом, чтобы каждое звено работало на достижение конкретной совокупности целей и несло полную ответственность за качество выполнения своих функций Учет этого принципа означает, что проектировать структуру управления необходимо с учетом деловых качеств предполагаемых руководителей и исполнителей разных уровней.
- Принцип правовой регламентации . Создание любого подразделения всегда детерминировано и, тем не менее, должно быть закреплено правом.
В соответствии с этим принципом проектировать структуру управления необходимо так, чтобы обеспечивалось соблюдение всех решений и постановлений вышестоящих организаций в части распределения обязанностей и персональной ответственности за выполнение определенных решений.
В процессе организации весьма важно соблюдать координацию работ, а именно – согласованность действий различных структурных компонентов фирмы.
Виды координации:
Вертикальная: широкая и узкая координации.
Горизонтальная.
При вертикальной координации предполагается, что каждому менеджеру подчиняется несколько работников и координации ведется через него, т.е. рабочий обращается к своему начальнику, тот принимает решение и отдает соответствующую команду другому начальнику.
Разновидности вертикальной координации:
Широкая координация (рисунок 10.1):
Узкая координация (рисунок 10.2):
При горизонтальной координации подразумеваются, что работники сами согласуют свои действия без участия начальника.
В этом случае, возможны два варианта:
- Совместное урегулирование – использование неформальных контактов сотрудниками в поисках путей решения проблемы.
- Создание оперативной группы – формирование временной структуры для решения каких-либо задач. В эту структуру включаются сотрудники различных отделов фирмы. С их помощью и организуется координация.
В любом случае, структура организации, как правило, организуется по одному из следующих направлений:
- Смешанная структура.
- Структура по продукту.
- Структура по персоналу.
Краткие итоги
В лекции рассмотрена организация в качестве функции менеджмента. Дано определение данной функции – установление постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы и определение порядка и условий ее функционирования.
Выделены элементы функции организации, направления ее реализации, а также подходы.
Представлены принципы, которых следует придерживаться при реализации функции организации.
Определены виды координации (широкая и узкая).
Вопросы
- Дайте характеристику понятия организации в качестве функции менеджмента.
- Опишите основные элементы функции организации.
- Выделите основные черты принципов организации.
- Представьте основные разновидности организационных координаций