Муромский институт имени В.К. Зворыкина
Опубликован: 27.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 9479 / 1754 | Оценка: 4.18 / 3.89 | Длительность: 03:20:00
ISBN: 978-5-9556-0121-2
Специальности: Менеджер
Лекция 8:

Планирование как функция менеджмента

< Лекция 1 || Лекция 8
Аннотация: Рассматривается теория планирования, основные принципы. Выделяются виды планов.

Цель лекции: выделить основы планирования, последовательность проведения процедуры планирования, представить классификацию планов.

Планирование - вид управленческой деятельности, связанный:

  • с определением целей управляемой системы;
  • c поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей;
  • c формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей.

Результатом планирования является план. Он реализуется относительно:

  • распределения ресурсов;
  • координации деятельности между отдельными подразделениями;
  • координации с внешней средой (рынком);
  • создания эффективной внутренней структуры;
  • контроля за деятельностью;
  • развития организации в будущем

Сущность планирования:

  1. Конкретизация целей развития организации на период.
  2. Определение хозяйственных задач, средств их решения, сроков и последовательности реализации.
  3. Выявление материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Процесс планирования проводится в следующей последовательности (рисунок 8.1):

Последовательность процесса планирования

Рис. 8.1. Последовательность процесса планирования

В процессе планирования необходимо обязательно придерживаться следующих принципов:

  1. Полнота планирования – должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
  2. Точность планирования – использование современных методов, средств и процедур, обеспечивающих точность прогнозов.
  3. Ясность планирования – цели и меры должны иметь простые формулировки, доступные к пониманию членами организации.
  4. Непрерывность планирования .
  5. Экономичность планирования – расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

По своей структуре планы имеют различную природу своего осуществления. Прежде всего, выделяется временная основа планирования, представленная:

  • перспективными планами, со сроком 10-15 лет;
  • среднесрочными планами, со сроком 1-5 лет;
  • краткосрочными планами, со сроком до 1 года.

В зависимости от содержания деятельности, планы различаются:

  1. Планы НИОКР.
  2. Планы материально-технического снабжения.
  3. Планы производства.
  4. Планы сбыта.
  5. Финансовые планы.
  6. Планы работы с персоналом.

В зависимости от организационной структуры, планы бывают:

  1. Работа организации в целом;
  2. Работы отдельных структур организации;
  3. Работы дочерних организаций;
  4. Личные планы работников.

В зависимости от широты охвата, планы делятся на:

  1. Корпоративные планы (для компании в целом);
  2. Планирование по видам деятельности;
  3. Планирование на уровне конкретного подразделения.

В зависимости от подфункций, планы бывают:

  1. Планы по ассортименту.
  2. Планы по рекламе.
  3. Планы по продажам.

По степени детализации планы бывают стратегическими и тактическими, которые раскрывают следующие вопросы:

Каким видом деятельности заниматься?

Какие ресурсы для этого использовать?

Ответ на первый вопрос вытекает из анализа стадии жизненного цикла товаров, производимых предприятием и определение наиболее перспективных с точки зрения реализации товаров.

Ответ на второй вопрос исходит из доступности ресурсов, которыми организация может располагать.

Текущие планы могут быть:

Функциональными – описывают действия, которые предстоит предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере операционной деятельности.

Единовременные – разрабатываются с целью реализации какого-либо проекта или программы.

Стабильные – директивы, направленные на увеличение общей эффективности на основе соблюдения простейших принципов организации (инструкции, стандарты, рекомендации).

Процесс планирования может иметь следующие направления:

  • "снизу - вверх";
  • "сверху - вниз";
  • "цели вниз – планы вверх".

Краткие итоги

Планирование как функция менеджмента – это прежде всего вид управленческой деятельности, результатом которого является план по распределению ресурсов, координации деятельности между отделами подразделений, контроль за деятельностью и т.д.

Определено, что последовательность планирования начинается с миссии организации, а заканчивается выбором целей и путей их достижения.

Выделены главные принципы, которых важно придерживаться в процессе планирования.

В лекции рассматривается классификация планов организации в зависимости от содержания деятельности, организационной структуры, подфункций.

Вопросы

  1. Дайте характеристику планированию как функции менеджмента
  2. Приведите последовательность проведения процедуры планирования
  3. В чём заключаются основные принципы планирования.
  4. Назовите основные классификации планов
< Лекция 1 || Лекция 8
Михаил Агапитов
Михаил Агапитов

Не могу найти  требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия"

Подобед Александр
Подобед Александр

Я нажал кнопку "начать курс" и почти его уже закончил, но для получения диплома на бумаге, нужно его же оплатить? Как оплатить?