Муромский институт имени В.К. Зворыкина
Опубликован: 27.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 9470 / 1747 | Оценка: 4.18 / 3.89 | Длительность: 03:20:00
ISBN: 978-5-9556-0121-2
Специальности: Менеджер
Лекция 5:

Организация как объект управления

< Лекция 1 || Лекция 5
Аннотация: Описывается понятие организации, ее виды, приводится типовая структура организационного управления. Дается определение уровням управления в организации.

5.ppt

Цель лекции: познакомиться с основными понятиями в области организации, представить важные области типовой структуры организации и выделить элементы внутреннего и внешнего организационного окружения.

Организация – процесс организовывания чего-либо, т.е. подготовка к наступлению какого-либо события или явления. Сознательное воздействие на кого-то или на что-то.

Организация – субъект (юридическое лицо) или государственный орган.

Организация – институт общества (фактически существующая в обществе, но официально не зарегистрированная структура).

Организация – процесс упорядочения чего-либо, совершенствование структуры и правил функционирования.

Любая организация создается для удовлетворения определенных потребностей, как материальных, так и нематериальных.

В менеджменте основной акцент делается на организацию с точки зрения создания материальных ценностей.

Выделяются три основных принципа организации:

Общие принципы.

Частные принципы.

Ситуационные принципы.

Общие принципы организации представляют собой общепринятые основания к процессу подготовительных работ чего – либо. Среди общих принципов выделяются:

  • структурные принципы
  • принципы процесса
  • принципы конечного результата
  • принцип конкуренции

Частные принципы определены узостью и редкостью их использования в процессе менеджмента и практика следования им определена направлениями деятельности фирмы. Среди частных принципов выделяются:

  • принципы в различных подсистемах общества;
  • принципы в различных видах деятельности.

Ситуационные принципы определяются узостью и уникальностью их применения в деятельности организации и вероятность их воспроизведения минимальна.

В менеджменте выделяются несколько видов организаций.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (Гражданский кодекс Российской Федерации).

Виды:

  1. Хозяйственные товарищества и общества (товарищество полное и на вере; ОАО, ЗАО, ОДО).
  2. Производственные кооперативы .
  3. Государственные унитарные и муниципальные предприятия.
  4. Некоммерческие организации (фонды, учреждения, объединения).

Нас интересуют организации, целью которых является коммерческий результат, поэтому структуру типовой организации можно представить с позиции следующих компонентов (рисунок 5.1):

Структура типовой организации

Рис. 5.1. Структура типовой организации

Организация обладает рядом следующих характеристик:

  1. Ресурсы.
  2. Разделение труда – оно может быть как горизонтальным, так и вертикальным.
  3. Необходимость управления.
  4. Зависимость от внешней среды.
  5. Подразделения.

В менеджменте организацию принято рассматривать с позиции внешнего и внутреннего организационного окружения.

Внешнее окружение представляет собой сферу влияния, которая определяет направления деятельности развития фирмы. В рамках внешнего окружения можно выделить ближнее и дальнее.

Ближнее окружение представлено поставщиками, жителями районов, владельцами, конкурентами, потребителями, профсоюзами, финансовыми учреждениями, поставщиками, т.е. теми объектами, на которые менеджер может оказывать определенное влияние.

Дальнее окружение представлено определяющими факторами функционирования организации вообще. Среди факторов выделяются: религия, культура, географическое и природно-климатическое воздействие, политическая ситуация, законодательство, демография и пр. На такие факторы менеджер не может оказывать прямого влияния.

Внутреннее организационное окружение представляет собой непосредственный объект управления менеджером. В него входят цели организации, ее структура, задачи, технологии и персонал.

В структуре организации принято выделять следующие уровни управления:

  1. Институциональный уровень – уровень высшего звена управления. Именно на нем принимаются решения стратегического характера.
  2. Управленческий уровень – уровень управления среднего звена менеджмента, на котором принимаются оперативные решения и исполняются распоряжения высшего управленческого звена.
  3. Технический уровень – уровень управления низового звена, на котором проводятся работы исполнительского характера.

Краткие итоги

Определено, что термин организации является многогранным и понимается в качестве фирмы, подготовки, процесса, института и т.д. Представлена структура типовой организации, включающая в себя персонал, финансы, производство, сбыт, снабжение. Также рассмотрены уровни организационного окружения: внутреннее и внешнее.

Выделены уровни управления организацией (институциональный, управленческий, технический).

Вопросы

  1. Дайте описательную характеристику термину организации.
  2. Выделите основные направления трактовки термина организация.
  3. Представьте главные элементы типовой структуры любой организации.
  4. Охарактеризуйте степень влияния элементов внешнего организационного окружения
  5. Определите, в чем заключается сущность влияния внутреннего организационного окружения на деятельность организации
< Лекция 1 || Лекция 5
Михаил Агапитов
Михаил Агапитов

Не могу найти  требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия"

Подобед Александр
Подобед Александр

Я нажал кнопку "начать курс" и почти его уже закончил, но для получения диплома на бумаге, нужно его же оплатить? Как оплатить?