Новосибирский Государственный Университет
Опубликован: 20.08.2004 | Доступ: платный | Студентов: 240 / 0 | Оценка: 4.01 / 3.23 | Длительность: 18:07:00
ISBN: 978-5-9556-0013-0
Лекция 5:

Методологические стратегии

< Лекция 4 || Лекция 5: 12345 || Лекция 6 >
Аннотация: Возможные варианты развития проекта разработки программного обеспечения представляются как множество операционных маршрутов, среди которых выделена область допустимых траекторий. Управление рассматривается как деятельность, препятствующая выходу траектории из области допустимости. В рамках этих соглашений описываются стратегии управления, принятые в существующих методологиях. С позиций стратегических концепций обсуждаются жесткие и гибкие методологии.
Ключевые слова: операционный маршрут, производственная функция, методика, метод, методология, деятельность, средства и инструменты, основание, вероятность, траектория, ПО, экстремальное программирование, контроль, стратегия развития проекта, задача проекта, постановка задачи, этап проекта, контрольные мероприятия, контрольная точка, работ, разбиение, место, очередь, совмещение работ, распараллеливание, последовательное развитие проекта, требование, потребности пользователей, итеративное развитие проекта, итеративное наращивание, релиз, итерация, деление, сужение задачи проекта, путь, итеративный проект, билд, опыт, жесткие методологические стратегии, менеджмент, зрелость процессов разработки, SW-CMM, capability, maturity, model, software, CMM, development, гибкие (быстрые) методологические стратегии, реализация требований, архитектура, Agile Manifesto, императивная деятельность, вес, креативная деятельность, потенциал, определение, детерминированная деятельность, средства автоматизации, операции, бухгалтерский учет

Качество планирования развития проекта зависит, помимо прочего, от того, как точно удается установить для каждого момента операционные маршруты, оптимальные для достижения целей проекта (или производственной функции). При таком рассмотрении методика (точнее, метод ) — это способность поддержать прохождение операционного маршрута с помощью определенных предписаний, соглашений, рекомендаций и регламентов, а также, возможно, с использованием инструментов. Не следует путать этот термин с понятием методики использования инструмента, которое связывается не с конкретной функцией, а с осуществимостью для данного инструмента выполнения различных функций. Методология — это, во-первых, стратегия, предписываемая для построения и выполнения системы деятельностей, т.е. соглашения о том, каким образом должна развиваться система, а во-вторых, набор методов, средств и инструментов, которые согласованы со стратегией.

Проект в целом можно представить в виде конуса операционных маршрутов, центр которого соответствует замыслу, а основание — множеству всех вариантов завершения проекта. На основании конуса выделяется целевая область — варианты завершения проекта, соответствующие его целям. Траектории, которые ведут в целевую область, являются допустимыми (см. рис. 5.1).

Конус операционных маршрутов проекта

Рис. 5.1. Конус операционных маршрутов проекта

Если проект не управляется, то вероятность того, что его траектория окажется допустимой, весьма невысока — слишком различаются цели деятельностей, которые спонтанно формируются у исполнителей. По этой причине выделяется деятельность менеджера, одна из целей которой — не допустить отклонения траекторий деятельности исполнителей от целевой области проекта. Для этого у него должны быть средства, позволяющие выявлять отклонения, и инструменты воздействия, предназначенные для корректировки отклонений. Многие из методик, применяемых на практике, можно отнести к таким средствам и инструментам. Так, именно по принципу выявления отклонений и быстрой корректировки строится работа менеджера в рамках подхода экстремального программирования. Бек в изложении этого подхода [ 3 ] приводит метафору вождения автомобиля, которому уподобляется развитие проекта. Водитель просто корректирует движение так, чтобы машина не отклонялась от полотна шоссе. В виде схемы это может быть изображено так, как показано на рис. 5.2.

Выяснение отклонений и корректировка траектории

Рис. 5.2. Выяснение отклонений и корректировка траектории

Вместе с тем контроль деятельности проекта в целом обычно является непомерно сложной задачей, а потому требуются как средства автокорректировки (многие из методик экстремального программирования и других методологий предназначены именно для этого), так и специальные меры. Последнее приводит к двум стратегиям развития проекта, которые рассматриваются ниже.

< Лекция 4 || Лекция 5: 12345 || Лекция 6 >
Федор Антонов
Федор Антонов

Здравствуйте!

Записался на ваш курс, но не понимаю как произвести оплату.

Надо ли писать заявление и, если да, то куда отправлять?

как я получу диплом о профессиональной переподготовке?

Илья Макаренко
Илья Макаренко

Добрый день.

Вопрос №1

Какова стоимость получения диплома о мини-МБА по данному курсу? Или ориентироваться на указанную на сайте?

Вопрос №2

Возможно ли начать обучение без потери результатов, не отправив документы на зачисление, а отправку выполнить позже?