Национальный исследовательский университет "Высшая Школа Экономики"
Опубликован: 10.08.2007 | Доступ: платный | Студентов: 963 / 3 | Оценка: 4.07 / 3.76 | Длительность: 20:47:00
ISBN: 978-5-9556-0107-6
Специальности: Экономист
Лекция 9:

Стратегия и тактика фирмы на международных рынках

Международные рынки представляют собой область взаимодействия хозяйствующих субъектов разных стран - фирм с различной национальной принадлежностью. Национальная принадлежность в данном случае определяет особенности поведения фирмы внутри страны - является ли фирма конкурентом, олигополистом или монополистом на внутреннем рынке товара. При выходе фирмы на международную арену не только расширяются масштабы ее воздействия на потребителей в глобальной перспективе, но и усложняются задачи поддержания ее рыночной власти: монополисты внутри страны могут оказаться всего лишь одними из многочисленных представителей производителей какого-либо продукта в другой части света. С другой стороны, национальное государство страны происхождения фирмы на международных рынках выступает скорее в качестве фактора, способствующего поддержанию имиджа фирмы, чем барьера, препятствующего ее международной экспансии.

Таким образом, международные рынки обладают специфическими чертами, которые позволяют рассматривать данную сферу экономики в качестве самостоятельного объекта исследования, как новую область функционирования фирмы.

Особенности международной конкуренции

Рассмотрим особенности международной конкуренции, оказывающие воздействие на поведение фирмы в рамках международных рынков.

1. Наличие валютных взаимоотношений

На международных рынках взаимодействие фирм разных стран осуществляется в национальных денежных единицах этих стран - различной валюте. Отсюда возникает валютный риск - неопределенность будущих ставок обменных валютных курсов. Валютный риск связан в первую очередь с неопределенностью разных процентных ставок и темпов инфляции в разных странах. Необходимость проводить расчеты в иностранной валюте и наличие валютного риска затрудняют деловые контакты фирм и могут вести к сокращению размаха международных операций.

2. Влияние различий процентных ставок и темпов инфляции

Процентная ставка дает меру стоимости расходов и доходов от заимствования и кредитования денежной суммы, которая используется в международных расчетах. Темп инфляции показывает изменение действительной стоимости валют с течением времени. Чем ниже ставка процента в стране, тем выгоднее инвестиционная ситуация для внутренних инвесторов, по сравнению с внешними. И наоборот, высокая ставка процента в большей степени привлекает внешних агентов и снижает привлекательность функционирования фирмы в данной стране. Темп инфляции ведет к увеличению производственных затрат в стране, что оказывает отрицательное воздействие на конкурентоспособность национальных фирм.

3. Эффект масштаба при экспорте

Экспортные операции фирмы (то есть производство товара не для внутреннего потребителя, а для продаж на международных рынках) с увеличением их размера ведут к уменьшению издержек как производства, так и сбыта на единицу выпускаемого товара. Поэтому фирма заинтересована в том, чтобы наращивать объемы заграничных продаж продукта, поскольку более низкие издержки экспорта способствуют понижению цены товара в стране его продажи, что усиливает конкурентное положение фирмы на этом рынке.

4. Высокие транспортные издержки

Одной из негативных особенностей международных рынков является необходимость перевозить товар на большие расстояния, что может вести к росту транспортных расходов, особенно при ведении операций в других частях света. Поэтому использование разного рода транспортных средств и методы сокращения издержек перевозок становятся на международных рынках одним из основных способов конкуренции и стратегического поведения фирмы.

5. Общее состояние деловой активности в стране

При сбыте товара в другой стране фирма вынуждена учитывать общее состояние деловой активности, в том числе и состояние потребительского спроса на тех рынках, где осуществляются продажи ее товара. Ситуация в другой стране может отличаться от той, что существует в стране происхождения фирмы. Такое расхождение может как оказывать поддержку фирме (если при неблагоприятной ситуации в своей стране фирма будет полагаться на расширение сбыта в другой стране), так и вести к ухудшению ее положения (если кризисная ситуация на рынке сбыта фирмы окажется доминирующей или будет сопровождаться одновременным сокращением продаж в стране базирования).

6. Наличие институциональных и кредитных рисков

При действии в чужой стране фирма может столкнуться с внезапным изменением законов, регулирующих экономическую деятельность там, - возникает институциональный риск ; или же может произойти непредусмотренное изменение кредитоспособности иностранного партнера - кредитный риск. Подобные ситуации могут, конечно, иметь место и во внутренних взаимоотношениях фирмы. Однако вероятность их предсказания и соответственно степень их неожиданности для международных рынков играют более значимую роль. Кроме того, национальное правительство, как правило, при возникновении неожиданных положений оказывает поддержку внутренним субъектам экономики, но не чужим фирмам.

Стратегическое поведение на международных рынках

Особенности международной конкуренции определяют специфические черты поведения фирмы на международных рынках, детерминируют выбор тех или иных методов конкурентных взаимодействий фирм разных стран. Можно выделить две основные стратегии фирмы на международных рынках. Одна из этих стратегий ориентируется на независимую деятельность фирмы, вторая же предусматривает участие других фирм в укреплении ее собственных позиций.

Глобальная стратегия

Глобальная стратегия предусматривает, что фирма продает свою продукцию во многих странах, применяя единый принципиальный подход к потребителям разных стран. Конкурентное преимущество фирмы в данном случае достигается за счет таких факторов, как:

  • эффект масштаба - производства и экспорта;
  • эффект репутации - подкрепляемый единой торговой маркой;
  • эффект размещения - при этом учитываются особенности производственного цикла и транспортных связей разных местностей и регионов.

Основными принципами достижения фирмой рыночной власти здесь являются:

  • наиболее выгодное размещение различных видов деятельности в разных странах так, чтобы наилучшим образом обслуживать весь мировой рынок данного товара;
  • способность фирмы координировать деятельность филиалов с целью добиться минимума совокупных издержек производства и сбыта товара;
  • накопление знаний и опыта, полученных в разных местах, и их интеграция в единую поведенческую политику фирмы.

Международные союзы фирм

Международные союзы фирм представляют собой долгосрочные соглашения между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не приводящие к слияниям фирм. К ним относятся: совместные предприятия; продажа лицензий, долгосрочные соглашения о поставках, межфирменные соглашения о НИОКР.

Конкурентные преимущества таких союзов создаются за счет следующих факторов:

  • эффективное разделение между партнерами деятельности, входящей в цепочку производства по всему миру;
  • эффективное взаимодействие фирм для проникновения на рынки новых стран;
  • эффект масштаба при осуществлении партнерских операций; сокращение времени и издержек на освоение продукции;
  • раздел риска международной деятельности; обмен опытом обслуживания рынков разных стран.

Виды конкурентных преимуществ фирм на международных рынках Успешное функционирование фирмы на международных рынках возможно только при наличии у нее следующих конкурентных преимуществ.

  1. Преимущество деятельности: фирма стремится к нововведениям технологического (производственного) и организационного (управленческого) характера.
  2. Преимущество целостности: фирма охватывает всю цепочку создания и сбыта товара, устанавливает тесные связи с поставщиками и потребителями продукции для получения обратной информации об использовании товара.
  3. Преимущество товара: фирма вводит непрерывные улучшения товара и технологии, ведет борьбу против копирования товара, стремится к постоянной дифференциации товара и к созданию своего имиджа.
  4. Преимущество факторов производства: наличие у фирмы и совершенствование специализированных навыков и активов - людских ресурсов, технологии, оборудования.
  5. Преимущество стратегии: фирма нацелена на совершенствование и расширение источников конкурентных преимуществ, на применение нескольких факторов конкурентной политики.
  6. Преимущество тактики: фирма использует специфический подход в каждом конкретном случае производства и сбыта товара с учетом местных особенностей стран.
  7. Преимущество долгосрочного планирования: фирма проводит политику капиталовложений в создание и улучшение факторов производства посредством организации обучения персонала, проведения исследований в области сырья и материалов, создания инфраструктуры в стране продажи товара.

Как правило, если фирма эффективно функционирует на международных рынках, успешно вытесняет других экономических агентов из спорных сфер деятельности и добивается расширения сбыта своей продукции в долгосрочном периоде, она обладает несколькими конкурентными преимуществами одновременно. Это позволяет ей воздействовать на параметры экономического процесса сразу по нескольким направлениям - от закупки сырья, материалов и других ресурсов до осуществления производства и сбыта товара, включая установление длительных контактов с покупателями продукции. Отсутствие у фирмы конкурентных преимуществ приводит к тому, что, даже будучи монопольной структурой внутреннего рынка, фирма не сможет выйти за национальные границы страны.

Михаил Агапитов
Михаил Агапитов

Не могу найти  требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия"

Подобед Александр
Подобед Александр

Я нажал кнопку "начать курс" и почти его уже закончил, но для получения диплома на бумаге, нужно его же оплатить? Как оплатить?