Опубликован: 02.02.2018 | Доступ: платный | Студентов: 207 / 43 | Длительность: 17:50:00
Лекция 9:

Правовые основы защиты информации

< Лекция 8 || Лекция 9: 123 || Лекция 10 >

9.1. Правовые основы защиты информации. Нормативные правовые акты Российской Федерации

Правовая защита информации - защита информации правовыми методами, включающая в себя разработку законодательных и нормативных правовых документов (актов), регулирующих отношения субъектов по защите информации, применение этих документов (актов), а также надзор и контроль за их исполнением[80].

Для начала следует разобраться в структуре правовой системы Российской Федерации ( рис. 9.1).

Иерархия российских нормативно-правовых актов

увеличить изображение
Рис. 9.1. Иерархия российских нормативно-правовых актов

Первоисточником права в РФ является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. В ней закреплены основные права и свободы человека и гражданина РФ, в частности:

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства[81].

Ст.2

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Ст.24

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом[82].

Ст.29 п.4

Законы РФ о поправках к Конституции принимаются аналогично федеральным конституционным законам, но кроме одобрения 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы требуется одобрение ещё и законодательных органов 2/3 субъектов РФ. Закон должен быть подписан Президентом РФ в течение 14 дней и обнародован, после чего им в течение 1 месяца должны быть внесены изменения в текст Конституции.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ, и обладают большей юридической силой, чем федеральные законы[81].

Российская Федерация является активным участником международного обеспечения информационной безопасности. В частности, РФ присоединилась к таким документам как:

  • Всеобщая декларация прав человека, утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.);
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.);
  • Европейская конвенция от 28 января 1981 г. об охране личности в отношении автоматизированной обработки персональных данных;
  • директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза 95.46.ЕС и 97.66.ЕС, касающиеся обработки персональных данных, другие международные договоры, заключенные Российской Федерацией.
  • Концепция сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности (2008 г.).

Также подписывается ряд соглашений о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности с разными странами (Куба, Беларусь, Бразилия и пр). В соответствии с п.4 статьи 15 Конституции РФ:

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора[82].

При этом следует отметить, что международный договор считается вступившим в силу, если прошёл все необходимые стадии согласования и подписания, а также, при необходимости, ратификацию. Ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона в соответствии со статьей 14 ФЗ от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". В статье 15 закона закреплено то, какие именно договора подлежат ратификации, в том числе:

"а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина".[85]

По этим причинам международные договоры на рис. 9.1 расположены под Конституцией и законов, ее изменяющих. Следует отметить, что существует другое мнение, которое опирается только на п.4 статьи 15 Конституции РФ и ставит Международные договоры и соглашения РФ выше Конституции РФ.

Федеральные законы - ключевой элемент законодательного регулирования в России и могут затрагивать любые вопросы, отнесённые Конституцией РФ к предметам ведения федерации либо совместного ведения федерации и субъектов РФ, и требующие государственного регулирования. Нормы федеральных законов являются обязательными для исполнения на всей территории страны, а все акты меньшей юридической силы не должны им противоречить.

Указы и распоряжения Президента РФ принимаются по вопросам предметов ведения федерации и не могут противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ).

К актам Правительства РФ относятся постановления и распоряжения.

  • постановления - акты, имеющие нормативный характер (то есть адресованные неограниченному кругу лиц и предполагающие постоянное или многократное действие);
  • распоряжения - акты, не имеющие нормативного характера[81].

Ведомственные нормативные акты - принимаются федеральными органами исполнительной власти для реализации требований федеральных законов и постановлений Президента РФ. К ним относятся постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения.

< Лекция 8 || Лекция 9: 123 || Лекция 10 >
Батырхан Ботабаев
Батырхан Ботабаев
Евгений Сычев
Евгений Сычев

Добрый вечер! Если после прохождения курсов будет необходимо удостоверение о повышении квалификации, возможно ли его получить после внесения платежа?