Компания IBM
Опубликован: 10.06.2008 | Доступ: платный | Студентов: 42 / 25 | Оценка: 4.18 / 4.00 | Длительность: 26:27:00
Специальности: Системный архитектор
Лекция 3:

Средства поддержки очередей сообщений в WebSphere MQ

< Лекция 2 || Лекция 3: 12345 || Лекция 4 >
Аннотация: Эта лекция описывает формирование очередей сообщений в системе IBM WebSphere MQ, обзор соответствующих возможностей которой мы приведем для каждой проблемной области, описанной в лекции 2 "Понятие очередей сообщений"

В этой же лекции мы обсудим следующие вопросы:

  • Базовые понятия
  • Упрощение
  • Расширяемость и скорость работы
  • Надежность служб и целостность данных
  • Безопасность
  • Высокая готовность системы
  • Мониторинг и учет операций

3.1. Базовые понятия

IBM WebSphere MQ – признанная и испытанная платформа промежуточного ПО для поддержки очередей сообщений. За более чем 10 лет разработки продукт WebSphere MQ стал гибким и надежным решением, готовым справиться со всем набором задач, описанных в предшествующей главе.

Основанная на технологии WebSphere MQ инфраструктура очередей сообщений поможет в реализации доступной, надежной, масштабируемой, безопасной и удобной в сопровождении среды транспорта сообщений с гарантией однократной доставки.

3.1.1. Инфраструктура очередей сообщений WebSphere MQ

Узел инфраструктуры очередей сообщений WebSphere MQ называется менеджером очередей (queue manager). Один физический сервер может содержать множество таких менеджеров, способных функционировать на целом спектре различных сочетаний аппаратуры и операционных систем.

Каждый менеджер очередей содержит средства надежного обслуживания очередей сообщений. На всех платформах без исключения менеджеры наделены функциями поддержки очередей сообщений с использованием модели межточечного обмена, в том числе по принципам "отправил – забыл" и "запрос – ответ", описанным в "Понятие очередей сообщений" .

Менеджеры очередей WebSphere MQ Version 6.0, кроме WebSphere MQ для z/OS, также содержат брокеры публикации-подписки для обмена сообщениями по соответствующей модели.

Менеджеры управляют очередями в инфраструктуре очередей, а также поддерживают все сообщения в этих очередях, ожидающие обработки или маршрутизации. Менеджеры очередей устойчивы к сбоям и поддерживают целостность критичных для бизнеса данных, пересылаемых через инфраструктуру.

Связь менеджеров в инфраструктуре обеспечивают каналы (channels). Сообщения перемещаются по этим каналам автоматически и движутся от исходного отправителя к конечному потребителю с учетом настройки менеджеров очередей в составе инфраструктуры.

В настройку менеджеров можно вносить множество изменений, которые будут прозрачны для приложений, реализующих сами службы или запросы к ним.

3.1.2. Средства реализации инфраструктуры WebSphere MQ

WebSphere MQ V6.0 содержит WebSphere MQ Explorer, являющийся графическим интерфейсом (GUI) конфигурирования и контроля менеджеров очередей в инфраструктуре WebSphere MQ с настольной рабочей станции. Также он позволяет администрировать менеджеры очередей на платформе z/OS.

Для целей администрирования на всех платформах без исключения в WebSphere MQ входит сценарный (scripting) MQSC-интерфейс. Для iSeries™ и z/OS в продукте имеются панельные интерфейсы администрирования.

В состав каждого менеджера WebSphere MQ входят объекты (objects). Они определяют настройки очередей своего менеджера, а также характер взаимодействия самого менеджера, приложений и других менеджеров в инфраструктуре WebSphere MQ.

Объекты могут использоваться для настройки специальных маршрутов, соединяющих отдельные менеджеры очередей в составе инфраструктуры. Также с их помощью менеджер можно подключить к кластеру менеджеров очередей (queue manager cluster), в котором каналы между последними по мере надобности создаются автоматически.

Кластеры менеджеров очередей снижают объем работы по администрированию системы, необходимой при построении или модификации инфраструктуры WebSphere MQ. Менеджеры очередей могут подключаться к кластерам и покидать их без дополнительного конфигурирования менеджеров в составе инфраструктуры.

Наконец, кластеры менеджеров очередей реализуют много дополнительных функций, которые расширяют возможности связи менеджеров, описанные администраторами вручную, и могут использоваться для улучшения расширяемости и повышения готовности служб, которые предоставляет система.

3.1.3. Пакеты дополнительных функций

Ряд дополнительных функций и руководств, не включенных в базовый выпуск WebSphere MQ, поставляется как пакеты поддержки WebSphere MQ SupportPac™.

Функциональная направленность SupportPac различна и включает в том числе следующее:

  • отчеты о производительности WebSphere MQ;
  • документацию и руководства по тем или иным функциям и возможностям;
  • примеры приложений, взаимодействующих с WebSphere MQ;
  • сценарии для упрощения администрирования WebSphere MQ;
  • интерфейсы к WebSphere MQ для дополнительных языков программирования.

Каждый пакет имеет уникальное обозначение и отнесен в определенную категорию. Категория указывает происхождение SupportPac и уровень поддержки этого SupportPac корпорацией IBM.

Перечень всех доступных пакетов серии SupportPac и дополнительные подробности о системе и категориях SupportPac см. на Web-сайте по адресу: http://www.ibm.com/software/integration/support/supportpacs

3.2. Упрощение

WebSphere MQ обеспечивает упрощенное взаимодействие приложений, созданных для разных аппаратных платформ и разных операционных систем, реализованных на разных языках программирования или работающих в различных программных и аппаратных средах.

WebSphere MQ позволяет организациям выбирать самые подходящие инфраструктурные компоненты для размещения служб или доступа к службам в своих системах. Новые приложения могут взаимодействовать с набором существующих служб, не зная сути организации имеющихся компонентов инфраструктуры очередей, реализующих эти службы. Ранее разработанные и лишенные интерфейса к инфраструктуре очередей службы могут быть адаптированы к новым условиям путем создания прокси (proxies) для стыковки существующих интерфейсов с теми, к которым обращается инфраструктура очередей сообщений WebSphere MQ.

Для работы с инфраструктурой очередей WebSphere MQ предоставляет широкий круг интерфейсов прикладного программирования (API), выбор одного из которых может быть продиктован методологией языка программирования и той средой, в которой осуществляется разработка.

Асинхронная природа отправки и получения сообщений в WebSphere MQ способна упростить логику приложений и обеспечить структурированную обработку сбоев, если они возникнут.

3.2.1. Доступ приложений к инфраструктуре WebSphere MQ

Установив связь даже с одним менеджером очередей в инфраструктуре WebSphere MQ, приложение способно "общаться" с подключенными к другим менеджерам очередей приложениями в той же инфраструктуре. Менеджер очередей, с которым связано приложение, может располагаться на машине отличной от той, где оно установлено.

Это условие не зависит от сочетаний аппаратуры и операционных систем машин, где работает приложение и менеджер очередей, к которому произошло подключение.

3.2.2. Асинхронное взаимодействие с использованием WebSphere MQ

Два приложения, нуждающихся в связи между собой и выполняемых на одной или на разных машинах, изначально могут быть созданы для непосредственной синхронной взаимосвязи.

В этом случае оба приложения ведут обмен информацией, ожидая доступности приложения-партнера, а затем производя пересылку. Если приложение-партнер недоступно по какой-либо причине, включая занятость в ходе взаимодействия с прочими приложениями, передача информации невозможна.

Все сбои взаимосвязи приложений, которые могут происходить как на одной, так и на разных, соединенных сетью машинах, должны урегулироваться приложениями самостоятельно. Это требует протокола передачи и подтверждения получения информации, а также протокола отправки последующих ответов.

Включение в цепь связи двух приложений очереди WebSphere MQ позволяет сделать такую взаимосвязь асинхронной. Каждое приложение помещает информацию для партнера в очередь в виде сообщения WebSphere MQ, а приложение-партнер обрабатывает ее в период своей готовности. В дальнейшем, если необходимо, приложение-партнер может послать ответ на сообщение отправителю.

Если два приложения работают на разных машинах, то предоставленная WebSphere MQ гарантия однократной доставки обеспечивает прием каждого сообщения, причем один раз. Нередко этим устраняется требование ответа со стороны службы. Если при обработке сообщения произойдет сбой, служба сможет осуществить необходимую операцию, будь то ответ стороне отправителя, уведомление администратора или другого приложения путем отправки отчета.

Приложения, занятые обработкой поступающих сообщений, трактуются как поставщики служб. Служба может производить любые виды работ, к примеру обновление информации в базе данных или отправку электронных писем администратору.

3.2.3. Обобщенные пункты назначения WebSphere MQ

Пункты назначения в инфраструктуре обозначаются названиями очередей, откуда приложения извлекают сообщения на обработку. В пределах менеджера эти названия уникальны, однако разные менеджеры в инфраструктуре могут иметь очереди с идентичными именами.

Такое название служит для опознания конкретной службы или обобщенного определения, назначенного службе инфраструктурой.

3.2.4. Особые пункты назначения WebSphere MQ

Конкретное приложение, хотя и необязательно, может иметь свой собственный уникальный пункт назначения в инфраструктуре, составленный из названия очереди, назначенной приложению, и менеджера, к которому то подключено.

Этот пункт назначения может быть постоянным, то есть позволяющим отправлять сообщения приложению даже в неактивный период, а может – временным, существующим лишь в течение времени жизни самого приложения.

Такие пункты могут строиться динамически, давая возможность неограниченному количеству приложений подключаться к одному менеджеру очередей и иметь собственный пункт назначения в инфраструктуре.

Эти уникальные пункты позволяют пересылать отклики инициатору запроса по принципу межточечного обмена, а также маршрутизировать публикации подписанным на них приложениям по модели публикации-подписки.

< Лекция 2 || Лекция 3: 12345 || Лекция 4 >