Рабовладельческие цивилизации Закавказья, Средней Азии и Причерноморья. Древние славяне (I тыс. до н.э. - IV в. н.э. )
Рабовладельческие цивилизации Закавказья, Средней Азии и Причерноморья. Древние славяне (I тыс. до н.э. - IV в. н.э. )
Особенности образования древнейших рабовладельческих государств
Первые рабовладельческие цивилизации возникли в эпоху бронзового века в полосе с благоприятным климатом, протянувшейся от Средиземноморья до Китая: деспотии Древнего Востока, Греция, Рим, Индия и Китай. Рабовладение просуществовало как господствующая во всемирно-историческом масштабе форма организации жизни до III-V вв. н.э.
Предпосылки создания государственности складывались на протяжении сотен лет. Форма первых цивилизационных отношений могла быть различна: в одних условиях - рабовладельческой, в других - феодальной. Процесс перехода от первобытно-общинных отношений к цивилизации растянулся на несколько тысяч лет; у народов Древнего Востока он протекал в III тысячелетии до н.э. , а у некоторых народов он начался только в XIX в. н.э.
На территории Закавказья, Средней Азии и Причерноморья складывались крупные рабовладельческие государства, предшествующие появлению феодального общества и оказавшие влияние на ход мировой истории.
В рабовладельческом и феодальном обществах существовали как свободные общинники, так и рабы, хотя последние при феодализме не играли главной хозяйственной роли. Различие между этими обществами состояло в том, что рабовладение было основано на принудительном использовании в господском хозяйстве труда людей, полностью являющихся собственностью их господина и не имевших своих средств производства, а феодализм - на принудительной эксплуатации труда людей (крестьян), ведущих свое хозяйство и обладающих средствами производства (кроме земли, принадлежащей господину). Однако и при переходе к феодализму непосредственно от первобытного общества рабство имело значительное место (патриархальная форма рабства).
Развитию рабовладельческой цивилизации способствовало наличие ряда условий:
- организация крупного господского хозяйства (при примитивной технике);
- контроль племенной знати, а впоследствии и государства над жизненно важными средствами ведения общинного хозяйства (оросительными каналами, рудными разработками и др.);
- расширение источников получения новых рабов.
Несмотря на крайнюю жестокость рабства, рабовладельческая цивилизация была значительным шагом вперед по сравнению с первобытным обществом:
- получило развитие специализированное ремесло;
- завязывались широкие торговые связи;
- возникали города с высокой для того времени культурой;
- появилась письменность, которая сохранила имена народов и драгоценные сведения об их языке и образе жизни.
Возникшая у закавказских племен собственная письменность рассказывает нам о превращении в XI в. до н.э. союза племен в государство Урарту. Оно просуществовало около трех столетий и было разгромлено около 590 г. до н.э. милянами, южными соседями урартцев. Десятки племен были подчинены и объединены в одно значительное государство, ставшее в VIII в. до н.э. соперником Ассирийской державы и крупной силой Древнего Востока.
В Урарту были развиты различные отрасли экономики. В долинах рек преобладало земледелие, требовавшее искусственного орошения; в горах - полукочевое (эйлажное) скотоводство. Возделывались разные сорта пшеницы, ячменя, проса, выращивались виноград, инжир, миндаль. Из домашних животных были известны коровы и овцы. Постепенно расширялось коневодство, имевшее большое значение для потребностей царского войска. Разводились верблюды.
Урартские ремесленники были опытными мастерами, постигшими технику обработки бронзы, железа, драгоценных металлов, камня, глины, дерева и т.д. Вся роскошь царских дворцов и храмов, известная по описаниям и археологическим раскопкам, была делом рук местных мастеров, большая часть которых принадлежала, по всей вероятности, к рабам.
Главным рабовладельцем Урарту был царь, стоявший во главе большого войска. Он владел многими городами, крепостями, каналами и многочисленными рабами.
Большие богатства принадлежали храмам и жрецам. Жители Урарту приносили своим многочисленным богам в жертву быков, баранов, а в особо важных случаях - людей. В народе сохранились и пережитки религиозных представлений времени первобытного общества: был развит культ дерева как символа жизни, широко применялись магические заклинательные рисунки. У населения Урарту была своя письменность (клинопись), возникла математическая наука, были созданы свои меры, своя цифровая система.
В Средней Азии к середине I тысячелетия до н.э. произошел массовый переход к оседлому земледелию с искусственным орошением, который привел к возникновению рабовладельческих отношений. Созданный индоевропейскими народами Средней Азии древний эпос ("Авеста") упоминает Хорезм - "страну солнца" (по нижнему течению Амударьи), Согдиану - "богатую людьми и стадами" (в долине Зеравшана), Бактрию - "страну с высоко поднятыми знаменами" (в верховьях Амударьи). Особенность развития этих стран, как и других стран Древнего Востока, состояла в сохранении элементов родоплеменного строя.