Здравствуйте! записалась на бесплатное самостоятельное обучение по курсу Управленческий учет. Подскажите, как мне перейти на форму повышения квалификации? |
Анализ безубыточности
Использование учетной информации в процессе принятия управленческих решений
Деятельность любой организации сопровождается расходами различного вида и относительной значимости. В зависимости от направления учета используются различные классификации затрат и связанные с этим способы исчисления себестоимости продукции (мы рассматривали этот вопрос в главе 4). Традиционно используемая в современной международной и отечественной практике финансового и налогового учета группировка расходов на прямые и косвенные позволяет осуществлять исчисление себестоимости продукции, формировать финансовую отчетность, однако дает не слишком полезную информацию для принятия управленческих решений. Для этих целей в экономически развитых странах широко используется другой вариант группировки затрат - на переменные и постоянные. Именно эта группировка вместе с классификацией затрат на релевантные по отношению к данному управленческому решению и нерелевантные широко используется в аналитических процедурах, задачей которых является подготовка информационной базы для принятия управленческих решений в организациях. Способы обработки и использования информации об этих категориях затрат мы рассмотрим в двух следующих главах.
Анализ безубыточности является достаточно простым по форме и глубоким по содержанию инструментом планирования и принятия управленческих решений в коммерческой организации. Основой для принятия решений относительно производственной деятельности является рассмотрение вариантов возможных изменений рыночной ситуации. Поскольку план предприятия представляет собой систему значений показателей, которые предприятие намерено достичь в будущем, выполнение его будет зависеть от множества факторов. В процессе составления планов руководству предприятия предстоит ответить на множество вопросов, таких как:
- сколько нужно производить продукции, чтобы предприятие не только смогло покрыть свои затраты, но и получить желаемый уровень прибыли?
- по какой цене реализовывать произведенную продукцию?
- какой уровень затрат позволит предприятию оставаться конкурентоспособным на рынке?
На эти и множество других вопросов позволяет ответить анализ безубыточности. В литературе встречаются и другие названия этой процедуры, например: "метод критического объема продаж", "метод определения "мертвой точки", "метод точки нулевой прибыли", "операционный анализ", "маржинальный метод", "метод "затраты - объем выпуска - прибыль" или просто "СVР-анализ".
Суть метода заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность, поэтому самым удачным нам кажется название, вынесенное в название данной главы.
14.1. Однокомпонентный анализ безубыточности
Самым простым является анализ безубыточности однопродуктового производства, т. е. производства, выпускающего лишь один вид продукции. В общем случае, без учета налоговых эффектов, операционная прибыль предприятия P за отчетный период формируется так:
P = R - FC- VC,
где | R | - | выручка предприятия за период в денежных единицах, R = р x Q; |
р | - | цена реализации единицы продукции; | |
Q | - | объем реализации в натуральном выражении (шт., кг и т. п.); | |
FC | - | постоянные затраты в денежных ед.; | |
VC | - | полные переменные затраты в денежных ед.; | |
z | - | удельные переменные затраты (на единицу продукции), в денежных ед. |
- Таким образом,
P = (p - z) x Q - FC.
Точка безубыточности Q - это такой объем реализации продукции, который позволит предприятию покрыть все расходы и выйти на нулевой уровень прибыли. Точку безубыточности можно найти из уравнения:
Еще одной важной величиной, которая характеризует структуру затрат предприятия, является величина вклада. Вклад определяется как разница между выручкой предприятия от реализации продукции за определенный период и переменными затратами, которые понесло предприятие в процессе производства этой продукции. Различают величины полного вклада
Cont = R - VC = p x Q - z x Q = (p - z) x Q
и удельного вклада на единицу продукции
cont = р - z.
Модель зависимости рассматриваемых показателей может быть построена графически. На рис. 14.1 изображены зависимости переменных (VС), постоянных (FC) и полных (ТС) затрат от объема выпуска продукции в натуральном выражении Q. График полных затрат получен сложением в каждой точке графиков переменных и постоянных затрат. При небольшом объеме выпуска (0 < Q < Q) график полных затрат расположен выше графика выручки, и это означает, что при таких объемах выпуска за период компании не удается покрывать все убытки - на графике горизонтальной штриховкой показана зона убытков. Пересечение графиков полных затрат FC и выручки R указывает на точку безубыточности Q. Выпуск продукции выше этого уровня позволяет получать прибыль (зона вертикальной штриховки), причем с ростом выпуска расхождение прямых увеличивается. Расстояние между этими прямыми на графике равно величине прибыли (R - ТС = Cont) при каждом конкретном объеме выпуска, и с каждой единицей выпущенной продукции оно увеличивается на величину cont - величину удельного вклада.
Широко распространенное и весьма наглядное представление роста прибыли выше точки безубыточности приведено на рис. 14.2. Он получен путем "поворота" (мысленного, конечно) рис. 14.1 против часовой стрелки на угол, который позволил бы сделать прямую ТС осью абсцисс. Тогда на оси ординат будет отражаться величина "расхождения" между прямыми R и ТС, т. е. величина прибыли. При выпуске ниже Q значение на оси ординат будет отрицательным (что соответствует убыткам), а выше Q - положительным (прибыль). Наклон этого графика к оси абсцисс будет равен удельному вкладу cont, а пересечение его с осью ординат - величине FC, что и понятно - при нулевом выпуске убытки равны величине постоянных затрат. Именно такая графическая интерпретация поможет нам в разделе 14.5 построить графики безубыточности многопродуктового производства.
Объем производства Q соответствует величине выручки R, которую по аналогии с выпуском тоже называют точкой безубыточности, только в денежных единицах. Проделав небольшие преобразования, получим:
или иначе:
Из второй формулы следует вывод: чем выше доля переменных затрат в цене реализации продукта (соотношение z/p), тем выше точка безубыточности. Иными словами, чем ниже доля вклада в выручке, тем больше продукции следует произвести предприятию, чтобы покрыть все постоянные затраты и начать получать прибыль.
Еще один показатель исчисляют в рамках анализа безубыточности - порог безопасности. Обратимся еще раз к рис. 14.2, из которого следует, что чем больше объем выпуска, тем выше прибыль. Чем выше объем производства, тем менее страшны предприятию колебания рыночной конъюнктуры - тем большие колебания затрат и выручки оно может безболезненно перенести, оставаясь в "зоне прибыли". Разница между реальным объемом выпуска и точкой безубыточности позволяет определить величину порога безопасности, который указывает, насколько может сократиться выпуск, прежде чем предприятие начнет нести убытки.
Очевидно, что при каждом конкретном объеме выпуска свой собственный порог безопасности.
Помимо ответа на вопрос, какой уровень производства позволит покрыть все расходы и выйти на нулевой уровень прибыли, анализ безубыточности позволяет рассчитать:
- объем производства, который позволит предприятию получить желаемую (целевую) величину прибыли;
- какие меры помогут компенсировать неблагоприятные изменения рыночной ситуации;
- каковы будут последствия сокращения затрат и др.
Рассмотрим методику анализа безубыточности на примере 18, который будет продолжаться в следующих разделах.
Пример 18
Производственное предприятие "Заря" занимается выпуском пельменей. Для разработки плана работы на следующий квартал проводится анализ безубыточности этого однопродуктового производства. Плановые переменные расходы на 1 кг готовой продукции предприятия составляют z = 39 руб. Постоянные расходы за квартал составят FC = 480 000 руб. Отпускная цена 1 кг пельменей планируется на уровне р = 67,5 руб. Точка безубыточности
Такой объем производства позволит покрыть все затраты и выйти на нулевую прибыль. Если производство продукции за квартал не достигнет 16 842 кг, финансовый результат предприятия будет отрицательным, а деятельность убыточной.
Исходя из уровня годовой доходности, желаемой владельцами предприятия, установлен следующий уровень целевой прибыли - 100 000 руб. Рассчитаем, какой объем выпуска позволит получить такую прибыль.
Изучив рыночную ситуацию и возможности собственного предприятия, руководство "Зари" запланировало объем выпуска пельменей Q на следующий квартал - 20 000 кг. При таком объеме производства уровень прибыли составит
P = (р - z) x Q - FC = (67,5 - 39) x 20 000 - 480 000 = 90 000 руб.
Порог безопасности:
Гибкий бюджет компании предусматривает возможность неблагоприятной ситуации в плановом периоде, которая, возможно, приведет к росту арендной платы, и соответственно постоянных затрат на 40 000 руб. Менеджеры организации не считают возможным увеличивать отпускную цену пельменей, поскольку она определяется рынком. Наиболее простая возможность сохранить расчетный уровень прибыли - урезать переменные расходы. Какая экономия переменных расходов позволит справиться с неблагоприятной ситуацией?
Значит, предприятию следует добиться экономии переменных затрат в размере (39 - 37) = 2 руб. на 1 кг продукции.
Однако технологи и сотрудники отдела снабжения предприятия, изучив все возможности экономии переменных расходов, пришли к выводу, что добиться экономии более чем на 1,3 руб., невозможно. Какой экономии постоянных затрат потребует такая ситуация?
FCнов = (p - zнов) x Qплан - P = (67,5 - 37,7) x 20 000 - 90 000 = 506 000 руб. 506 000 - 40 000 = 466 000 руб. 480 000 - 466 000 = 14 000 руб.
Следовательно, для того чтобы компенсировать возможное увеличение арендной платы, менеджерам предприятия следует, помимо экономии переменных затрат в размере 1,3 руб. на 1 кг продукции, в существующей структуре постоянных расходов найти возможность экономии 14 000 руб.