Опубликован: 03.05.2007 | Доступ: платный | Студентов: 97 / 0 | Оценка: 4.39 / 4.04 | Длительность: 14:10:00
Специальности: Руководитель
Лекция 9:

Заключение

< Лекция 8 || Лекция 9: 12
Аннотация: Заключительная лекция подводит итоги всех концепций и процессов, связанных с архитектурой. Очень интересно будет познакомиться с некоторыми альтернативными взглядами на архитектуру предприятия. Сравнительная таблица атрибутов "старой" и "новой" архитектур. В дополнении ко всему, некоторые исключительные замечания, которые будут полезны в непосредственной практической деятельности

Объединяем концепции и процессы

... не достигнув желаемого, они сделали вид,будто желали достигнутого.

М. Монтень

Итак, мы рассмотрели достаточно широкий круг вопросов. Центральной темой нашего обсуждения была Архитектура предприятия, которая определяет сегодняшнее положение в области использования информационных систем в организации, а также желаемое будущее состояние и дает необходимые инструменты для создания и контроля архитектур отдельных систем и проектов.

Архитектура предприятия включает такие понятия, как архитектуры отдельных доменов (бизнес, приложения, данные, инфраструктура), стандарты и рекомендации для всех этих областей.

Архитектура является основой для формирования Стратегии ИТ, а также портфеля проектов. Каждый проект реализуется в соответствии с принятыми на уровне предприятия в целом архитектурными принципами, моделями и стандартами. Архитектура предприятия служит основой для выбора архитектуры отдельных систем, их разработки и интеграции с другими системами.

Внедренные системы и обеспечивающая их инфраструктура нуждаются в организованных соответствующим образом процессах системного управления и эксплуатации информационных технологий.

Наконец, все это требует реализации целого ряда управленческих процессов, связанных с информационными технологиями: процессов управления и контроля ИТ в целом и архитектуры, в частности, процессов и методик принятия решений об инвестициях в ИТ-проекты, управления программами и проектами. Все эти концепции и процессы отражены на рис. 9.1.

Концепции и процессы, связанные с архитектурой

Рис. 9.1. Концепции и процессы, связанные с архитектурой

Большинство этих тем нашло отражение в соответствующих лекциях курса.

Альтернативные взгляды на архитектуру предприятия

Авторы курса искренне верят, что идеи, связанные с разработкой и реализацией архитектуры предприятия, могут принести существенную пользу как в организации работы департаментов информационных технологий, так и в организации их эффективного взаимодействия с бизнес-подразделениями. Однако нам хотелось бы быть до конца честными перед читателями и изложить критические и альтернативные взгляды на теорию и практику Архитектуры предприятия, которые в достаточно сконцентрированном виде были изложены, в частности, в статье [10.1], название которой на русский язык можно перевести как "Архитектура предприятия, покойся с миром!"

Автор статьи утверждает, что архитектура предприятия является ни чем иным, как старой концепцией централизованного планирования "сверху-вниз". Вы начинаете с самого высокоуровнего взгляда на организацию, идентифицируете основные структурные единицы и функции, а затем проводите декомпозицию этих абстрактных представлений со все большей степенью детализации, пока не получаете, в конце концов, работающие системы.

При этом по ходу этого процесса вы специфицируете все необходимые структуры данных и требования по их обработке для всего предприятия в целом, а также стандартизируете требования к аппаратному обеспечению, платформам программного обеспечения и средствам разработки. Когда это сделано, то, по сути дела, вам остается только следовать намеченному пути. То есть, вы создаете всеобъемлющую модель информационных потребностей предприятия и затем работаете в процессе планирования информационных систем этой модели.

Построение такой модели должно начинаться с описания представлений самого высшего руководства о деятельности предприятия. Взгляды других заинтересованных групп людей также должны быть проанализированы. Все это, с точки зрения автора статьи, выливается в грандиозное по своим масштабам обследование, которое принимает форму многодневных сессий стратегического планирования с отрывом от основной работы и большим количеством выпитого за счет организации кофе (как минимум кофе) и съеденных булочек. После того, как с "большими дядями" покончено, наступает очередь других сотрудников, занимающих более низкое положение в иерархии, чьи представления о работе предприятия также должны найти свое отражение. Но все результаты этой работы являются не окончательным продуктом, а основой для другой работы – выработки ИТ-стратегии, планирования и, только потом, исполнения этих планов.

Реальность, в соответствии с такой точкой зрения, такова, что все эти работы вязнут в трясине высокоуровнего планирования на фазе анализа, не принося ничего полезного для организации. То есть, реальность далека от грандиозной теории, поскольку все эти упражнения требуют 18-24 месяцев работы, прежде чем дать хоть какие-то результаты. Представьте себе полтора-два года труда на одной чаше весов и результаты в виде набора моделей, а не работающих систем, на другой чаше весов. И только потом эти модели будут использованы для последующего анализа и, наконец, разработки систем. Будет ли это работать в реальном мире деятельности коммерческих компаний и государственных организаций, находящихся в условиях постоянного дефицита времени и ресурсов?

В соответствии с этой точкой зрения, единственной ценностью и полезным уроком всех этих подходов, что стало понятно еще в начале 1990-х годов, было осознание потребности в некотором уровне планирования и описания данных, используемых организацией.

Что же касается выработки по-настоящему общекорпоративных стандартов, то единственное, что удается и что целесообразно стандартизировать, так это наиболее фундаментальные технологии, такие как сетевые стандарты и конфигурации используемых персональных компьютеров. Попытки стандартизировать что-либо еще являются непроизводительными потерями времени. Программные платформы, средства разработки и даже системы управления базами данных редко удается эффективно стандартизировать в крупной организации. Все равно подразделения найдут способы использовать те технологии, которые, как они считают, лучшим образом отвечают их локальным потребностям. Потребности бизнеса все равно пробьют себе дорогу и будут важнее любых ложных целей типа создания гомогенной среды корпоративных стандартов.

Таким образом, архитектура предприятия и все, что с этим связано – это шаг назад к методам разработки всего и вся "сверху-вниз", в то время как потребности сегодняшнего дня заключаются в быстрых и гибких методах разработки систем. И только они, эти быстрые методы разработки, могут обеспечить действительно эффективные взаимоотношения бизнеса и информационных технологий.

Короче, "Мир праху твоему, архитектура предприятия!".

< Лекция 8 || Лекция 9: 12
Грета Березовская
Грета Березовская
Александр Медов
Александр Медов

Здравствуйте, прошел курс МБА Управление ИТ-проектами и направил документы на получение диплома почтой. Подскажите, сроки получения оного в бумажной форме?

: