Опубликован: 20.01.2017 | Доступ: платный | Студентов: 47 / 14 | Длительность: 29:17:00
Лекция 8:

Монополистическая конкуренция

< Лекция 7 || Лекция 8: 12345 || Лекция 9 >
Ключевые слова: механизмы, значение, реклама

8.1. Общие черты несовершенной конкуренции

Подавляющее большинство реальных рынков - это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции ("невидимая рука" рынка) действуют на них несовершенно. Например, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который (см. "Основные принципы функционирования рыночной экономики" ) как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

Предпосылки несовершенной конкуренции

Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

  1. значительная доля рынка у отдельных производителей.
  2. наличие барьеров проникновения в отрасль.
  3. неоднородность продуктов.
  4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Как мы убедимся в дальнейшем, каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов - тем просто больше негде взять этот продукт.

Критерий несовершенной конкуренции

Как и в случае совершенной конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует (наглядно это можно проследить на рис. 8.1 а).

Критерий несовершенной конкуренции и его последствия

Рис. 8.1. Критерий несовершенной конкуренции и его последствия

Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.

Действительно при совершенной конкуренции цена остается одинаковой, сколько бы продукции не выпустила фирма, потому, что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Удвоит ли, сохранит ли на прежнем уровне или вовсе прекратит выпечку хлеба мини-пекарня, общая ситуация на продовольственном рынке России никак не изменится и цена хлеба сохранит свою величину.

Напротив, наличие связи между объемами производства и уровнем цен прямо указывает на значимость фирмы в масштабах рынка. Если, скажем, АвтоВАЗ вдвое сократит предложение "Жигулей", то возникнет дефицит легковых автомобилей и цены подскочат. И так обстоит дело при всех разновидностях несовершенной конкуренции. Другой вопрос, что значимость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в частности, уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.

Пределы монополистического завышения цен

Обратная связь объема производства и цен имеет исключительно важные экономические последствия. Становится ясно, что власть над рынком любого, даже самого могущественного монополиста не абсолютна. Пусть наш гипотетический монополист (как это часто делают и реальные монополисты) стремится завысить цены на свою продукцию. Предположим также, что равновесная цена, которая сама сложилась бы на рынке без давления со стороны монополиста, равна P_1. Спрос на его продукцию, как видно на рис. 8.1 а, составил бы Q_1, а размер дохода равнялся бы площади прямоугольника A.

Может ли монополист увеличить свои доходы за счет завышения цен? Ответ на этот вопрос положительный. Легко видеть, что повышение цен до P_2 вызовет сокращение объема продаж (до Q_2), но общий объем выручки все же вырастет до величины B.

Однако дальнейшее повышение цен (скажем, до P_3) уже неэффективно. По столь завышенным ценам потребители купят настолько мало продукции (Q_3), что общая выручка упадет до уровня С, явно уступающего максимальной величине В. Другими словами, завышая цены, могущественный монополист, вероятно, сможет настоять почти на любом своем решении, и рынок будет вынужден принять назначенные цены. Но действовать так монополист может лишь себе в убыток: неумеренное завышение цен сокращает доходы. В наглядной форме это показано на рис. 8.1 б.

Ошибки российских монополистов

С коммерческой точки зрения начало сокращения валового дохода является абсолютной границей повышения цен монополистом. В дальнейшем мы проанализируем ряд ситуаций, когда монополистические злоупотребления вредят экономике. Но переход этой границы вредит даже самой фирме-монополисту. И, следовательно, свидетельствует о плохом управлении этой компанией.

К сожалению, ряд отечественных гигантов неоднократно переходил ее. Так, в 1998 г. правительство России вынудило МПС пойти на снижение тарифов железнодорожных перевозок примерно на 25%. Наиболее примечательным в этой истории было то, что, даже по оценкам самих железнодорожников, снижение тарифов привело к росту доходов. Цены были настолько завышены, что их снижение оказалось выгодным и государству, и самому монополисту.

Предел роста валового дохода

Другой общей закономерностью рынков несовершенной конкуренции является наличие предела роста валового дохода (TR) фирмы. Напомним, что его величина равна произведению цены на объем реализованной продукции:

TR = PQ.

При совершенной конкуренции цены постоянны, поэтому по мере роста производства произведение PQ неограниченно увеличивается. Как мы только что обсудили, в условиях несовершенной конкуренции ситуация иная: с ростом производства цены падают, т.е. один сомножитель увеличивается, но другой уменьшается. Слишком большой объем производства, следовательно, не приносит большого дохода, поскольку реализовывать выпущенную продукцию приходится по "смешным" ценам. Иными словами, кривая валового дохода TR имеет при несовершенной конкуренции некоторый максимум. Как меньшие, так и большие объемы производства дают меньший доход ( рис. 8.2).

Динамика валового дохода при совершенной и несовершенной конкуренции

Рис. 8.2. Динамика валового дохода при совершенной и несовершенной конкуренции
Ускоренное падение предельного дохода

Третьей общей чертой рынков несовершенной конкуренции является ускоренное падение предельного дохода фирмы по сравнению со снижением цен на ее продукцию ( рис. 8.3).

Кривые спроса и предельного дохода фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Рис. 8.3. Кривые спроса и предельного дохода фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Согласно критерию несовершенной конкуренции линия спроса на продукцию фирмы (и соответственно цен на нее, так как D = P) падает по мере роста объема производства: чем больше стремится продать фирма, тем ниже она должна установить цену. Естественно, что и предельный доход (MR), т.е. доход, получаемый фирмой за каждую дополнительно проданную единицу, будет падать. Сформулированная выше (и проиллюстрированная графиком) закономерность носит, однако, более жесткий характер: кривая MR не просто падает, а падает быстрее кривой D.

В чем причины такой динамики предельного дохода? Это можно пояснить с помощью простого числового примера (табл. 8.1).

Таблица 8.1. Динамка предельного дохода фирмы в условиях несовершенной конкуренции
Выпуск продукции (Q) Цена (P) Валовой доход (TR) Предельный доход (MR)
1 10 10 10
2 9 18 8
3 8 24 6

Мы произвольно избрали динамику цен, удовлетворяющую критерию несовершенной конкуренции (два первых столбца таблицы) и заполнили два других столбца исходя из того, что:

TR_n = Q_n P_n, \text{а} MR_n = TR_n – TR_{n – 1}.

Простое сопоставление цен и предельного дохода показывает, что во всех случаях, кроме первой единицы продукции, P > MR, что и требовалось доказать.

Ясен и механизм ускоренного падения предельного дохода. Так, выпуская, третью единицу продукции, фирма дополнительно за нее получит 8 руб. (величина Р в соответствующей строке таблицы). Однако продается не только третья единица, но и две предыдущие. И выручить за них удастся меньше, чем в случае, если бы третья единица вовсе не была бы выпущена. Действительно две единицы можно продать за 9 руб. каждую, а три единицы лишь по 8 руб. Поэтому прирост дохода, обусловленный выпуском дополнительной единицы продукции (т.е. предельный доход), окажется ниже цены этой единицы на величину снижения цен предыдущих единиц товара (в нашем случае МR_3 = 8 – 2 = 6).

В более общей форме можно сказать: ускоренное падение предельного дохода вызвано тем, что каждая дополнительная единица продукции не только приносит все меньше дохода поскольку продается по все более низкой цене, но и сокращает доход на величину удешевления всех предыдущих единиц.

Изменение условий равновесия

На первый взгляд может показаться, что третья закономерность рынков несовершенной конкуренции представляет собой малозначительную частность: один из экономических параметров (предельный доход) ведет себя не так, как на рынке совершенной конкуренции. Однако вспомним, что предельный доход в силу действия правила MR = MC является важнейшим фактором, диктующим выбор оптимального объема производства. Поэтому изменение динамики MR радикально меняет и условия рыночного равновесия фирмы.

На рис. 8.4 изображен процесс выбора оптимального объема производства для фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Выбор оптимального объема производства в условиях совершенной (а) и несовершенной (б) конкуренции

Рис. 8.4. Выбор оптимального объема производства в условиях совершенной (а) и несовершенной (б) конкуренции

Для лучшей сопоставимости мы поставили фирму в обоих случаях в совершенно одинаковые условия за исключением единственного различия: в первом случае действует критерий совершенной, а во втором - несовершенной конкуренции. А именно мы допустили, что в обоих случаях фирма имеет одну и ту же кривую средних общих (ATC) и предельных издержек (MC). Для большего сходства ситуаций мы допустили также, что кривые спроса (D) и предельных издержек (MC) пересекаются при одном и том же уровне цен P_0.

При столь значительном сходстве условий рыночное равновесие в рассматриваемых ситуациях оказалось совершенно различным. Для случая совершенной конкуренции график показывает картину нулевой экономической прибыли, хорошо знакомую нам по "Издержки" . Оптимальный объем производства Q_С при этом строго соответствует точке пересечения MC и MR = D, а равновесная цена устанавливается на уровне P_0.

Иная картина наблюдается при несовершенной конкуренции. Совпадения кривых предельного дохода (MR) и спроса (D) здесь уже нет. Напротив, кривая MR падает куда быстрее кривой D (та самая третья закономерность несовершенной конкуренции!). Поэтому пересечение MC и MR будет достигнуто при значительно меньших объемах выпуска (Q_1 < Q_С). И именно этот уменьшенный объем выпуска продукции Q_1 в силу действия правила MR = MC окажется оптимальным.

Далее, всю продукцию Q_1 в соответствии с линией спроса D можно продать по цене P_1, причем она окажется выше той, что сложилась бы при совершенной конкуренции (P_1 > P_C). Наконец, мы видим, что для оптимального объема выпуска продукции Q_1 выполняется условие D = P > АТС, т.е. цена выше издержек, и фирма получает экономическую прибыль.

Все три перечисленных момента рыночного равновесия фирмы вызваны несовершенствами рынка и (хотя и с разной интенсивностью проявления) характерны для всех разновидностей несовершенной конкуренции. Итак, типичными последствиями установления несовершенной конкуренции являются:

  1. недопроизводство товаров (Q_1 < Q_0);
  2. завышение цен (P_1 > P_C);
  3. тенденция к получению экономической прибыли (P_1 – ATC_1 > 0).
Причины недопроизводства, завышения цен, экономических прибылей

Последствий несовершенной конкуренции вытекает из особенностей соответствующих типов рынка. В дальнейшем мы внимательно проследим за этими явлениями в конкретных условиях монополистической конкуренции, олигополии и монополии. Здесь же целесообразно остановиться лишь на самых общих причинах их формирования, выявить взаимосвязь этих последствий с особенностями несовершенной конкуренции.

При совершенной конкуренции фирма не может завысить цену, иначе покупать товары будут не у нее, а у конкурентов. В силу этого нет и стимулов к искусственному снижению объема производства. Напротив, чем больше выпуск продукции, тем больше выручка фирмы. При несовершенной конкуренции компания значима в масштабах рынка. Стоит ей снизить объемы производства и цены на ее товары повысятся. Тем самым создаются стимулы к занижению объема выпуска.

Маневрируя объемом выпуска в условиях несовершенной конкуренции, можно добиться получения экономических прибылей, причем во многих случаях весьма значительных. Не даром в марксистской литературе даже принят термин теме монополистические сверхприбыли. И здесь вновь проявляется коренное различие рынков совершенной и несовершенной конкуренции.

Даже возникнув по каким-то причинам, экономическая прибыль в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде исчезает. В отрасль, где она появилась, неизбежно хлынут дополнительные капиталы, предложение превысит спрос, цены упадут, а прибыль исчезнет. Иное дело несовершенная конкуренция. На пути проникновения новых фирм здесь стоят барьеры. Поэтому экономическая прибыль имеет тенденцию к закреплению в долгосрочном периоде.

< Лекция 7 || Лекция 8: 12345 || Лекция 9 >
Кристина Апокина
Кристина Апокина

Добрый день! Подскажите пжл, не разобралась, обучение все платное? Мне сказали бесплатное есть...