Сканеры
Каждому виду работ – свой инструмент
Большинство изображений, с которыми вам придется работать в Photoshop, поступают со сканеров. В последнее время все большее распространение получают и другие источники изображений – система сканирования Kodak Photo CD, и особенно цифровые камеры. Для Photoshop источник изображения не важен, но для вас он должен иметь существенное значение.
Хотя все цифровые изображения имеют общие черты, устройства, на которых они создаются, сильно отличаются друг от друга, и их особенности сказываются на изображениях. Очень полезно хотя бы кратко ознакомиться с уникальными свойствами этих устройств, так как это поможет вам при покупке, при обращении к поставщику услуг с заказом на оцифровку изображений, да и просто в работе с Photoshop.
В этой лекции мы рассмотрим три типа устройств ввода изображений: сканеры, цифровые камеры и Photo CD – их достоинства, недостатки и характерные особенности.
Как подобрать сканер
Сканеры могут иметь самую разную форму, размеры и цены, но выполняют они одно и то же – преобразуют фотографию или слайд в пикселы. Сканеры существенно отличаются друг от друга по разрешению (количеству пикселов на дюйм, которое они "видят"), по способности различать теневые области оригинала и по тому, для работы с каким типом оригиналов они предназначены.
Чтобы найти хороший сканер, приходится учитывать множество факторов. Нередко спецификации производителей скорее вызывают путаницу, чем проясняют картину. Судить о сканере по его техническим характеристикам затруднительно – часто они бывают неполными. Тем не менее на некоторых из них стоит остановиться. Мы всегда обращаем внимание на ряд наиболее важных особенностей:
- ПЗС или ФЭУ.
- Оптическое и интерполированное разрешение.
- Глубина битов.
- Динамический диапазон и dMax.
- Однопроходная или трехпроходная модель.
- Тип сканера: планшетный, барабанный или слайд-сканер.
ПЗС или ФЭУ?
Одна из самых важных отличительных особенностей связана с тем, как сканер воспринимает свет – с помощью ПЗС (приборов с зарядовой связью) или ФЭУ (фотоэлектронных умножителей). Почти во всех барабанных сканерах используются фотоэлектронные умножители – считывая детали в тенях и привнося минимум шумов, они обеспечивают лучшую производительность, но стоят дорого.
В барабанном сканере установлено три или четыре фотоэлектронных умножителя, которые считывают вращающееся вокруг них изображение. В остальных сканерах в основном используются ПЗС-матрицы – ряды из сотен или тысяч крошечных ПЗС-элементов, которые считывают сразу большой объем данных. ПЗС гораздо дешевле, чем ФЭУ, но не так чувствительны к малым уровням света.
Об относительных преимуществах ПЗС перед ФЭУ ведутся жаркие споры, но разница в качестве, которое обеспечивают эти технологии, быстро сокращается, особенно после выпуска ПЗС-сканеров высшего класса, таких как Imacon Flextight Precision II и Linotype-Hell Topaz. Совершенно очевидно, что технология ФЭУ достигла предела в своем развитии – это один из очень немногих случаев, когда все еще продолжается выпуск устройств на электровакуумных приборах, тогда как ПЗС успешно развивается и совершенствуется. Если вы собираетесь купить или выбрать для работы сканер, но не знаете, что предпочесть – ФЭУ или ПЗС, советуем вам лучше обратить внимание на другие характеристики.
Разрешение
Разрешение сканера – это характеристика, которая вызывает наибольшее недопонимание, и львиная доля вины за это лежит на производителях планшетных сканеров. Разрешение барабанных сканеров указывается ясно и однозначно – в большинстве случаев оно составляет примерно 2700 ppi (более 100 res; см. раздел "Термины, связанные с разрешением" в "лекции 3" ). То же самое касается и слайд-сканеров, хотя разрешение там выше – у сканеров Imacon Flextight Presicion II и более ранних моделей, Nikon LS3510AF и Leafscan 35 и 45, оно превышает 5000 ppi (200 res).
Оптическое разрешение. С планшетными сканерами дело обстоит совсем иначе. Оптическое разрешение планшетного сканера определяется двумя факторами. Разрешение поперек сканирующей поверхности определяется числом элементов в ПЗС-матрице – 600, 1200 или даже 1600 на дюйм. Разрешение вдоль сканирующей поверхности определяется дискретностью, с которой шаговый электродвигатель перемещает сканирующую головку.
Шаговые двигатели дешевы, а ПЗС-матрицы относительно дороги, поэтому сделать сканер, перемещающий головку с шагом в 1/1200 дюйма, довольно просто, но если ПЗС-матрица содержит только 600 элементов, значит сканер этот на 600 ppi. (В мире устройств 1000х2000 ppi разница может быть менее очевидной).
Интерполированное разрешение. Большинство планшетных сканеров предлагает также интерполированное разрешение, пригодное для сглаживания линий в штриховой графике, но совершенно бесполезное для сканирования полутоновых изображений. Если в спецификации планшетного сканера указано более одного разрешения, то реальным разрешением будет меньшее число. Интерполяция просто добавляет данные, но не увеличивает объема полезной информации. С помощью Photoshop, программы сканирования или какой-либо другой можно интерполировать разрешение хоть до миллиона ppi, но изображение при этом не улучшится ни на йоту. Впрочем, изображение со сканеров, интерполирующих только в одном направлении (1200х2400 ppi, например), при правильном задании резкости на печати может быть неотличимо от изображения, полученного на "настоящем" сканере на 2400 ppi.
Двойное разрешение. В новых планшетных сканерах, таких как Agfa DuoScan и Umax PowerLook 3000, используется два набора линз, обеспечивающих два разных оптических разрешения. При более низком разрешении выполняется сканирование всей области изображения. Можно переключиться и на более высокое разрешение, но на меньшей области изображения, это применяется для сканирования слайдов и маленьких отражающих оригиналов.
Глубина битов
Еще одно несомненное достоинство настольных моделей связано с появлением "многобитовых" сканеров, способных оцифровывать более восьми бит данных – 10, 12, 14 или даже 16 бит на цветовой канал. Правда, при печати выводится все равно восемь бит на канал, но такие сканеры предоставляют прекрасную возможность выбрать именно те восемь бит, которые обеспечивают наилучшее качество печатного изображения.
Выполняя тоновую коррекцию 8-битовых данных, вы отбрасываете часть информации, и в конце концов у вас остается менее 256 оттенков серого на канал (см. раздел "Растягивание и сжатие битов" в "лекции 6" ). Но внося те же изменения в изображение, полученное на многобитовом сканере, вы манипулируете всей захваченной сканером информацией и только потом выполняется даунсэмплинг, сокращающий объем информации до восьми бит на канал. В результате вы подаете на печать полный 8-битовый набор данных с использованием всех 256 возможных уровней серого. (См. раздел "Получение хорошего сканированного изображения" в "лекции 13" ).