В литературе (см., например, (П. Готтшальк, 2007)) рассматривается целый ряд определений, схем аутсорсинга и моделей, основанных на разных гипотезах о смысле и целях этого управленческого решения. Ни одна из этих гипотез не является ни преобладающей, ни даже общепринятой. Огромное разнообразие условий и ситуаций, в которых используется ИТ-аутсорсинг, не позволяет пока приблизиться к универсальному определению и полному пониманию причин этого явления.
Традиционно под ИТ-аутсорсингом понимается передача внешней организации (поставщику или аутсорсеру) задачи выполнения какой-то (как правило, не основной) ИТ-деятельности, включая передачу полной ответственности за стратегическое и оперативное управление ею (наряду с сопутствующими рисками). Распространенные примеры - это обслуживание ИТ-инфраструктуры, телекоммуникационные услуги, управление центром обработки данных. В литературе встречаются разные формы аутсорсинга, например ресурсный аутсорсинг (имеется в виду подбор аутсорсером квалифицированного персонала), функциональный аутсорсинг (передача аутсорсеру деятельности по оказанию ИТ-услуг), стратегический аутсорсинг (полная передача аутсорсеру управления ИТ-службами).
В фундаментальной книге по ИТ-аутсорсингу (Halvey J., 2005) приводятся в качестве примера такие цели и инициативы, для реализации которых может быть использован ИТ-аутсорсинг:
В качестве иллюстрации в книге приведены краткие характеристики почти 500 аутсорсинговых контрактов в сфере ИТ.
Значительно более широкий взгляд на аутсорсинг демонстрирует книга (Koulopoulos, 2006), где вводится понятие "умного" сорсинга как инновационного поведения, направленного на выявление и развитие ключевых компетенций и делегирования всех неключевых компетенций глобальным партнерам по всему миру. Цель такого поведения - максимизация интеллектуальных ресурсов организации за счет того, что "они не отвлекаются на выполнение несущественной работы, а организация не тратит ресурсы на преодоление своей слабости". Авторы показывают, что успешные решения об использовании аутсорсинга не были продиктованы экономическими соображениями. Целью таких решений было формирование и развитие компетенций, что предполагало изучение и фундаментальное улучшение (или создание новых) процессов организации, поскольку компетенции складываются из процессов, интеллектуальных ресурсов и человеческих ресурсов.
Не претендуя на столь глобальные выводы о природе, целесообразности и формах ИТ-аутсорсинга, я попытаюсь проанализировать это явление с точки зрения процессного подхода к управлению ИТ. Моя цель состоит всего лишь в том, чтобы получить из этого подхода выводы и рекомендации, которыми можно было бы пользоваться на практике.
Итак, я определяю ИТ-аутсорсинг как выполнение сторонним исполнителем (аутсорсером) процессов управления ИТ, для чего ему могут быть переданы на определенных условиях все или часть ресурсов и организационных способностей, необходимых для выполнения этих процессов. Под ресурсами здесь понимаются персонал, аппаратные ресурсы, программные ресурсы, другие ресурсы (например документация или лицензии). Под организационными способностями я подразумеваю корпоративные политики, процедуры, стандарты организации процессов, собственно процессы (описания, шаблоны результатов, описания ролей и т. п.), знания персонала.
Выражение "выполнение процессов управления ИТ" здесь имеет широкий смысл: от выполнения экземпляра какого-то процесса в конкретном проекте до выполнения всех экземпляров целой группы процессов во всех проектах.
Таким образом, аутсорсинговый контракт ( рис. 18.1) должен помимо требований к выполнению процессов (например требований к эффективности, оперативности, результативности и т. п.) содержать следующие условия:
Приведенному определению удовлетворяют, очевидно, все распространенные формы аутсорсинга, такие как оказание ИТ-услуг с использованием собственной или переданной в пользование ИТ-инфраструктуры, аутстаффинг, аутсорсинг приложений.
В то же время ряд аспектов организации ИТ-аутсорсинга остается за границами процессного подхода и не охватывается этим определением. Это, например, следующие темы:
Этот перечень, безусловно, неполон, и в специальной литературе можно найти еще целый ряд вопросов, которыми задаются исследователи при изучении ИТ-аутсорсинга. Однако принятый в данной книге подход не подразумевает всестороннего анализа этого сложного явления, а для изучения взаимосвязей процессов управления ИТ и ИТ-аутсорсинга данного выше определения вполне достаточно.
Еще более сужая задачу, я не буду рассматривать вопросы передачи ресурсов и способностей, поскольку на практике эта передача регулируется общекорпоративными правилами, далекими от ИТ. Я сосредоточусь далее только на собственно процессной составляющей ИТ-аутсорсинга и для обозначения этой деятельности буду использовать термин "аутсорсинг процессов управления ИТ" во всех случаях, в том числе и тогда, когда речь идет всего лишь о выполнении экземпляра процесса в проекте или в конкретной ситуации.
Итак, под аутсорсингом процессов управления ИТ я буду понимать выполнение процессов (экземпляров процессов) внешним по отношению к организации исполнителем (исполнителями) при условии, что все результаты процессов и информация об их протекании являются доступными для организации точно так же, как если бы процессы выполнялись внутри организации. Это означает, что я предполагаю полную прозрачность деятельности внешнего исполнителя. При этом вознаграждение исполнитель получает не за результат, а за точное следование согласованным регламентам и правилам выполнения процесса. Заказчик же, согласившись с этими правилами (т. е. с описанием процесса, внесенным в контракт) принимает на себя ответственность за результаты. Если целью заказчика является результат, он должен передать исполнителю полномочия по изменению согласованного процесса, и это также может быть предусмотрено контрактом.
Таким образом, аутсорсеру полностью или частично передаются:
Точный перечень передаваемых полномочий и ответственностей является предметом договора между организацией и потенциальным аутсорсером, и это определяет степень отчуждения процессов. В частности, для разных процессов (экземпляров процессов) передаваемые полномочия могут отличаться. Какие-то процессы могут полностью принадлежать аутсорсеру (или создаваться аутсорсером "с нуля"), в то время как другие - оставаться собственностью заказчика, хотя и выполняться персоналом аутсорсера и т. д. Взаимосвязи между разделами аутсорсингового контракта также могут оказаться существенными. Например, аутсорсер может выдвинуть условие использования собственного персонала как необходимое для достижения заданного уровня качества и отказаться от использования персонала заказчика. Высокоуровневая структура контракта, показанная на рис. 18.1, подсказывает, на что стоит обратить внимание при подготовке контракта.
Очевидно, при таком подходе контракт представляет собой очень сложный документ, контроль исполнения которого не является простой задачей и требует определенных затрат со стороны как заказчика, так и аутсорсера. В (П. Готтшальк, 2007) рассматриваются схемы организации ИТ-аутсорсинга, основанные на сотрудничестве, доверии и общих целях заказчика и аутсорсера, а не на жестком контракте, но отмечается, что на практике они практически не встречаются.
Использование понятия аутсорсинга процессов управления ИТ хорошо описывает существующую практику. Например, в случае стратегического аутсорсинга, о котором говорилось выше, аутсорсеру на самом деле передаются все процессы управления ИТ (выстроенные, скажем, в соответствии с процессными моделями COBIT, Val IT, Risk IT). Если речь идет об управлении инфраструктурой, то, опять-таки, аутсорсеру передаются процессы управления инфраструктурными ресурсами, например процессы обновления, увеличения мощности, замены и т. п. Аутсорсинг приложений2Для обозначения этой деятельности часто используется аббревиатура SaaS - от англ. Software as a Service. , при котором они передаются внешней организации3Такая организация называется ASP - от англ. Application Service Provider. , подразумевает выполнение этой организацией процессов жизненного цикла приложений. Аналогично можно рассматривать такую деятельность, как предоставление услуг сети передачи данных, когда аутсорсер выполняет процессы предоставления услуг по передаче и процессы жизненного цикла сети. Таким образом, процессный взгляд обеспечивает определенное методическое единообразие при анализе деятельности аутсорсеров и позволяет воспользоваться всем накопленным процессным теоретическим багажом для применения ИТ-аутсорсинга на практике. Проще говоря, не бывает ИТ-аутсорсинга, который не включал бы требований к выполнению процессов; более того, именно способность выполнять процессы является тем, что принципиально отличает одного аутсорсера от другого.
Стоит заметить, что при таком подходе исчезает туманное различие между временно привлекаемыми для выполнения проекта субподрядчиками и "настоящими" аутсорсерами, работающими на постоянной основе. На самом деле и те и другие выполняют процессы. Разница только в длительности: процессы проекта начинаются и заканчиваются вместе с проектом. Никаких принципиальных различий между такими внешними исполнителями работ нет: они работают за вознаграждение, используют свои ресурсы и ресурсы клиента, несут все затраты и риски, связанные с процессами, отвечают за качество результатов. По этой причине я дальше не разделяю ИТ-субподрядчиков и ИТ-аутсорсеров, называя и тех и других ИТ-аутсорсерами.
В (Halvey J., 2005) рассматривается более общая задача аутсорсинга бизнес-процессов4Там эта деятельность называется BPO - от англ. Business Process Outsourcing. . ИТ-аутсорсинг входит сюда как часть, обеспечивая передачу аутсорсеру обслуживания "ИТ-компонентов, поддерживающих бизнес-операции", например центра обработки данных или совокупности персональных компьютеров. На самом деле, как нетрудно видеть, речь здесь идет о передаче на аутсорсинг процессов управления избранными ИТ-ресурсами.
Для того чтобы нагляднее показать, чем процессный подход к ИТ-аутсорсингу может оказаться полезным на практике, рассмотрим пример, когда для выполнения работ привлекается несколько исполнителей, т. е. процессы распределяются между несколькими аутсорсерами, одним из которых является собственная ИТ-организация.
Пусть, например, предприятие использует свою ИТ-организацию для выполнения двух задач: планирования ИТ (включая планирование инвестиций) и сопровождения ИТ-систем, включая управление услугами. Пусть у предприятия имеется дочерняя компания, основными задачами которой являются создание и модернизация информационных систем. Дочерняя компания может привлекать для выполнения своих задач независимых исполнителей-аутсорсеров. Независимые исполнители, как правило, представляют собой компании, внедряющие готовые решения. Независимый исполнитель, в свою очередь, может привлекать исполнителя для решения специальных задач.
Для того чтобы более точно описать приведенную схему аутсорсинга, определим, во-первых, возможные организационные формы аутсорсеров, и, во-вторых, перечни процессов, которыми они владеют в нашем случае.
Пример организационных форм:
Примеры процессов позаимствуем из эталонной модели ГОСТ Р ИСО/15288:
В таблице 18.1 показано, как могла бы быть организована схема аутсорсинга в нашем примере.
Организационная форма | Процессы по ГОСТ Р ИСО/15288 | |||
---|---|---|---|---|
Соглашения | Предприятия | Проекта | Технические | |
ИТ-организация | Приобретение | Управление инвестициями Управление средой предприятия |
Функционирование Обслуживание Изъятие и списание |
|
Дочерняя компания | Поставка | Управление ресурсами Управление качеством |
Планирование проекта Оценка проекта Контроль проекта Принятие решений Управление рисками Управление информацией |
|
Независимая компания-1 | Определение требований правообладателей Анализ требований Проектирование архитектуры Реализация элементов системы Комплексирование Верификация Передача |
|||
Независимая компания-2 | Реализация элементов системы |
Разумеется, как организационные формы, так и модель процессов ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288 могут быть заменены на другие. Например, ИТ-деятельность организации в целом может быть распределена между ИТ-организациями ее дочерних компаний. При этом может существовать несколько бизнес-единиц, отвечающих за выполнение процессов: бизнес-единица, отвечающая за разработку ИС, бизнес-единица, отвечающая за управление ИТ-инфраструктурой, бизнес-единица, отвечающая за глобальную сеть передачи данных и предоставление соответствующих услуг. Некоторые бизнес-единицы могут также работать и на свободном рынке.
Приведенная таблица иллюстрирует три важных соображения.
Во-первых, использование точно описанной модели процессов при описании аутсорсинговой схемы позволяет чётко определить границы полномочий и ответственности ее участников. Отметим, что в этой схеме существует участник, отвечающий за организацию процессов и управление схемой. Это ИТ-организация, владеющая процессами "Управление средой предприятия" и "Управление процессами жизненного цикла". Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288, целью первого из них является "определение и проведение политики и процедур, необходимых для функционирования организации в соответствии с положениями настоящего стандарта".
Во-вторых, роли участников определяются тем, какие процессы им переданы; в разных случаях они могут быть разными (например, независимая компания-1 и независимая компания-2 могут поменяться местами). Вне зависимости от ролей участников, использование общей модели процессов позволяет установить для них единый общий язык. Кроме того, что особенно существенно, из схемы понятно, кто является владельцем каждого процесса.
В-третьих, схема показывает, что не существует двух-трех стандартных схем аутсорсинга и простых критериев оценки их эффективности во всех случаях. Схема аутсорсинга очень индивидуальна для предприятия, бизнес-контекста, ожидаемых результатов и т. д.
Зададимся теперь вопросом о том, чем на практике обусловлен выбор той или иной схемы аутсорсинга. Мой (неизбежно субъективный) опыт говорит о следующем:
Не претендуя на полноту, этот перечень призван продемонстрировать, что при выборе формы аутсорсинга процессов далеко не всегда выбирается наиболее экономически оправданный вариант. Многое зависит от уровней организационной зрелости ИТ-организации и компании-заказчика в целом. Если эти уровни низки, организация-заказчик не сможет организовать процесс управления ИТ-аутсорсером, даже если он располагает высокоразвитыми процессами. При этом на практике обычно принимается одно из следующих решений:
Выбор схемы аутсорсинга, таким образом, представляет собой сложную управленческую задачу, при решении которой приходится учитывать множество параметров и ограничений. Использование процессного подхода к управлению ИТ позволяет уточнить и конкретизировать отдельные аспекты такого выбора.