Опубликован: 17.10.2005 | Доступ: свободный | Студентов: 0 / 0 | Оценка: 4.38 / 4.10 | Длительность: 41:16:00
ISBN: 978-5-7502-0255-3
Специальности: Программист
Лекция 18:

Глобальные объекты и константы

< Лекция 17 || Лекция 18: 123456
Аннотация: Локальных знаний не достаточно - компонентам ПО необходима глобальная информация: разделяемые данные, общее окно для вывода ошибок, шлюз для подключения к базе данных или сети. В классическом подходе достаточно объявить такой объект глобальной переменной главной программы. В ОО-системах нет ни главной программы, ни глобальных переменных. Но разделяемые (shared) объекты по-прежнему нужны.

Глобальные объекты - некий вызов ОО-методу, провозглашающему идеи децентрализации, модульности и автономности. Борьба шла за независимость модулей, за избавление от произвола центральной власти. Теперь этой власти нет. Как же построить систему, в которой компоненты совместно используют данные, не теряя своей автономности, гибкости, допускают повторное использование?

Передавать модулю разделяемые объекты как параметры не разумно, поскольку число их может быть достаточно велико. Да и сама передача параметров предполагает существование владельца, хотя при подлинном разделении владеть значениями не может ни один модуль.

Поиск более удачного решения мы начнем с хорошо известного понятия, необходимого как в объектной, так и в традиционной методологии проектирования. Речь пойдет о константах. Что такое константа Pi, как не простой, совместно используемый объект? Обобщив это понятие на более сложные объекты, мы сделаем первый шаг на пути к разделению объектов.

Константы базовых типов

Начнем с формы записи констант.

Правило стиля - принцип символических констант - гласит, что обращение к конкретному значению (числу, символу или строке) почти всегда должно быть косвенным. Должно существовать определение константы, задающее имя, играющее роль символической константы ( symbolic constant), и связанное с ним значение - константа, называемая манифестной ( manifest constant). Далее в алгоритме следует использовать символическую константу. Тому есть два объяснения.

  • Читабельность: читающему текст легче понять смысл US_states_count, чем числа 50 ;
  • Расширяемость: символическую константу легко обновить, исправив лишь ее определение.

Принцип допускает применение манифестных или, как часто говорят, неименованных констант в качестве "начальных" элементов разнообразных операций, как в случае с циклом from i = 1 until i > n (Но n, конечно, должно быть символической константой).

Итак, нам нужен простой и ясный способ определения символических констант.

Атрибуты-константы

Как и все сущности, символические константы должны быть определены внутри класса. Будем рассматривать константы как атрибуты с фиксированным значением, одинаковым для всех экземпляров класса.

Синтаксически вновь используем служебное слово is, применяемое при описании методов, только здесь за ним будет следовать не алгоритм, а значение нужного типа. Вот примеры определения констант базовых типов INTEGER, BOOLEAN, REAL и CHARACTER:

Zero: INTEGER is 0
Ok: BOOLEAN is True
Pi: REAL is 3.1415926524
Backslash: CHARACTER is '\'

Как видно из этих примеров, имена атрибутов-констант рекомендуется начинать с заглавной буквы, за которой следуют только строчные символы.

Потомки не могут переопределять значения атрибутов-констант.

Как и другие атрибуты, класс может экспортировать константы или скрывать. Так, если C - класс, экспортирующий выше объявленные константы, а у клиента класса к сущности x присоединен объект типа C, то выражение x.Backslash обозначает символ '\'.

В отличие от атрибутов-переменных, константы не занимают в памяти места. Их введение не связано с издержками в период выполнения, а потому не страшно, если их в классе достаточно много.

Использование констант

Вот пример, показывающий, как клиент может применять константы, определенные в классе:

class FILE feature
         error_code: INTEGER;         -- Атрибут-переменная
         Ok: INTEGER is 0
         Open_error: INTEGER is 1
         ...
         open (file_name: STRING) is
                          -- Открыть файл с именем file_name
                          -- и связать его с текущим файловым объектом
         do
                 error_code := Ok
...
                 if "Что-то не так" then
                           error_code := Open_error
                 end
         end
         ... Прочие компоненты ...
end

Клиент может вызвать метод open и проверить успешность операции:

f: FILE; ...
f.open
if f.error_code = f.Open_error then
         "Принять меры"
else
         ...
end

Нередко нужны и наборы констант, не связанных с конкретным объектом. Их, как и раньше, можно объединить в класс, выступающий в роли родителя всех классов, которым необходимы константы. В этом случае можно не создавать экземпляр класса:

class EDITOR_CONSTANTS
feature
         Insert: CHARACTER is 'i'
         Delete: CHARACTER is 'd'; -- и т.д.
         ...
end
class SOME_CLASS_FOR_THE_EDITOR
inherit
         EDITOR_CONSTANTS
         ...Другие возможные родители ...
feature ...
... подпрограммы класса имеют доступ к константам, описанным в EDITOR_CONSTANTS ...
end

Класс, подобный EDITOR_CONSTANTS, служит лишь для размещения в нем группы констант, и его роль как "реализации АТД" (а это - наше рабочее определение класса) не столь очевидна, как в предыдущих примерах. Теоретическое обоснование введения таких классов мы обсудим позднее. Представленная схема работоспособна только при множественном наследовании, поскольку классу SOME_CLASS_FOR_THE_EDITOR могут потребоваться и другие родители.

< Лекция 17 || Лекция 18: 123456
Александр Шалухо
Александр Шалухо
Анатолий Садков
Анатолий Садков

При заказе pdf документа с сертификатом будет отправлен только сертификат или что-то ещё?