Кабардино-Балкарский государственный университет
Опубликован: 20.04.2009 | Доступ: свободный | Студентов: 0 / 0 | Оценка: 4.42 / 4.26 | Длительность: 09:40:00
Специальности: Юрист
Лекция 15:

Государственная информационная политика

< Лекция 14 || Лекция 15 || Лекция 16 >
Аннотация: В лекции 15 рассмотрены основные цели, положения и задачи Концепции государственной информационной политики РФ.

Комитетом по информационной политике Государственной Думы 15 октября 1998 года одобрена Концепция государственной информационной политики РФ, которая была затем и принята.

Цель Концепции – определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (далее просто политики), основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия политики на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в начале века.

Концепция базируется на:

  • Конституции РФ;
  • "Декларация прав и свобод человека и гражданина";
  • Законе РФ "Об информации, информатизации и защите информации" (уже утратил силу);
  • Законе РФ "О средствах массовой информации";
  • Законе РФ "Об участии в международном информационном обмене";
  • Законе РФ "О связи";
  • Законе РФ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в РФ";
  • Законе РФ "О государственной тайне";
  • Гражданском Кодексе РФ;
  • других трудах и документах.

Концепция разработана по инициативе Госкомитета РФ по связи и информатизации и Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи.

На протяжении многих лет политика охватывала, главным образом, СМИ. С конца прошлого века формулируются и развиваются принципы и положения государственной политики информатизации, которые были рассмотрены нами выше.

Новый импульс в развитии политики получен в связи с осознанием необходимости построения информационного общества в России как главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы.

Важны также и процессы развития мирового информационного сообщества и построения информационного общества, в котором Россия как государство с развитой ИКТ инфраструктурой на Евроазиатском пространстве, могла бы стать мостом между Европой и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Это позволило бы ей стать ключевым звеном мирового информационного пространства.

В рамках политики должны быть заложены основы для формирования единого информационного пространства РФ, ее вхождения в мировое информационное пространство, развития отрасли информационных услуг, расширения правового поля регулирования общественных отношений.

Необходимость решения столь масштабных задач требует эффективного управления всеми видами информационных ресурсов, государственной поддержки отечественного рынка ИКТ, продуктов и услуг, регулирования деятельности государственных электронных и традиционных СМИ.

Политика – важная движущая сила проведения в России демократических преобразований общества и государства, в новых информационно-коммуникационных реалиях построения открытого информационного общества.

Она должна отражать и учитывать множество интересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур, географические, временные, социально-экономические, научно-технические, культурные особенности развития субъектов РФ.

Она – важная составная часть внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Долгосрочной стратегической целью информационной политики является построение демократического информационного общества и вхождение страны в мировое информационное сообщество.

Основными задачами политики являются:

  • развитие ИКТ и модернизация ИКТ-инфраструктуры;
  • эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов;
  • обеспечение свободного доступа к национальным информационным ресурсам;
  • развитие СМИ;
  • подготовка человека к жизни и работе в информационном веке;
  • создание нормативно-правовой базы информационного общества.

Основные положения политики фиксируются в нормативно-правовых актах, гармонизированных с законодательством развитых стран.

Решение основных задач политики должно осуществляться посредством различных форм воздействия на объекты информационной сферы.

Политика должна опираться на следующие базовые принципы:

  • открытости политики;
  • равенства интересов;
  • системности;
  • приоритетности отечественного производителя;
  • социальной ориентации;
  • государственной поддержки;
  • приоритетности права.

Информационные ресурсы России являются громадным по объему, стоимости и сложности. Они включают базы данных, электронные информационные массивы, библиотечные и архивные фонды и т.п. Однако, по одному из важнейших показателей движения страны по пути к информационному обществу – степени использования информационных ресурсов для обеспечения потребностей общества, Россия отстает от развитых стран мира.

Причины этого весьма разнообразны: дороговизна ресурсов; сложности навигации; несовместимость платформ и приложений; плохая товарная форма и реклама и др.

Поэтому основная цель политики по отношению к информационным ресурсам такова:

  • разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения системы управления информационными ресурсами и соответствующих правовых механизмов;
  • разделение полномочий по владению и распоряжению государственными информационными ресурсами между центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
  • разработка и реализация организационных и финансово-экономических мер по координации и регулированию деятельности в сфере формирования и использования государственных информационных ресурсов;
  • создание государственной системы аудита и мониторинга состояния информационных ресурсов;
  • разработка и реализация федеральных, региональных и межотраслевых программ, направленных на формирование и использование научно-технической информации, информатизации библиотек, архивов и др.;
  • бюджетное финансирование социально значимых информационных систем;
  • создание экономических условий для поддержки отечественного производителя в развитии сектора предоставления различных информационных услуг населению;
  • стимулирование создания и развития национальных корпоративных сетей и коммерческих систем;
  • защита прав граждан на личную жизнь и на доступ к информации;
  • реализация концепций, программ и проектов развития информационных и телекоммуникационных систем и сетей, согласованных с международными стандартами;
  • поддержка перспективных научных исследований в области создания отечественной конкурентоспособной элементной базы.

Развитие информационного пространства требует наличия в стране необходимого научно-производственного потенциала.

Необходимо решить следующие задачи:

  • поддержка национальных научных школ;
  • поддержка продвижения продуктов отечественных разработок и производства на мировой рынок;
  • регулярный мониторинг состояния отраслей информационной сферы;
  • разработка соответствующих правовых положений и сертификация продукции отечественных разработчиков и производителей;
  • поддержка и развитие государственной системы подготовки научно-производственных кадров.

Основную цель политики по отношению к российскому информационному рынку – создание и эффективное применение нормативной правовой базы.

Политика в области развития бытовой (домашней) информатизации предусматривает:

  • дальнейшее развитие различного типа информационных и телекоммуникационных сетей с целью доведения их до домашнего потребителя в большинстве регионов России;
  • ориентацию государственных и общественных социальных служб на возможности использования домашних компьютеров в информационном и информационно-справочном обслуживании населения и др.

Переход к информационному обществу неразрывно связан с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни.

СМИ – важнейший социальный институт и объект государственной информационной политики, инструмент воздействия на общественное и индивидуальное сознание.

Основные направления политики в области СМИ:

  • недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и влияния на СМИ;
  • регулирование уровня концентрации и монополизации СМИ;
  • защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ;
  • совершенствование национального законодательства;
  • баланс государственного и общественного регулирования деятельности СМИ.

В настоящее время законодательная деятельность по регулированию информационных отношений в РФ развивается, но действующее законодательство не дает однозначного ответа на ряд принципиальных вопросов, в частности, на какую информацию есть права у граждан, каков состав этих прав, и, наконец, как эти права реализовывать. Поэтому исполнительная и правоприменительная деятельность по реализации указанного законодательства сталкивается с трудностями.

Реализация правовой компоненты политики может осуществляться по следующим направлениям:

  • разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере;
  • согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в информационной сфере с законодательством в других областях;
  • разработка подзаконных актов и руководящих документов, обеспечивающих эффективность законодательства;
  • активное участие в разработке международного законодательства в сфере информационных отношений.

При этом первоочередными мероприятиями являются анализ процессов развития информационной сферы и определение областей, не имеющих правового обеспечения.

Политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны.

Меры информационной безопасности были рассмотрены выше.

Необходимо проводить анализ существующей нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности с целью ее корректировки и выработки соответствующе информационно-технологической политики.

Необходимо активное участие России в проектах развития мировых информационных сетей, в работе соответствующих международных организаций, общественных комитетов и комиссий.

В области экономики осуществление политики позволит быстрее и точнее построить стратегию социально-экономического развития страны.

В сфере государственного управления реализация политики позволит обеспечить все субъекты системы управления своевременной, полной и достоверной информацией.

В области образования, науки и культуры политика должна способствовать серьезным преобразованиям этих сфер. Информатизация образования ведет к радикальному изменению сущности и организации процессов обучения и развития человека. Формируется система непрерывного, дистанционного и открытого образования.

В области охраны здоровья, защиты окружающей среды и природопользования политика должна оказать серьезное влияние на эффективность функционирования используемых в этих областях информационных систем и сетей.

Должны получить широкую государственную и общественную поддержку новые информационные технологии в медицине.

Большое внимание в этом плане необходимо уделять мониторингу физического и психического здоровья населения, контролю различных групп риска.

Широкие перспективы развития должны получить системы передачи метеорологической информации, а также информации о состоянии окружающей среды по спутниковым сетям связи, прежде всего из отдаленных и экологически опасных регионов.

Должны быть предусмотрены меры по повышению экологической безопасности, базирующиеся на современной информационно-телекоммуникационной базе.

Необходимо обеспечить переход к ресурсосберегающим технологиям, улучшения деятельности природоохранных организаций.

Несмотря на сложность перечисленных выше проблем, их анализ и решение должны быть увязаны с особенностями текущих экономических процессов и долгосрочной экономической политики.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какова цель Концепции государственной информационной политики РФ?
  2. Каковы основные задачи государственной информационной политики?
  3. Каковы цели государственной информационной политики в науке?
  4. Каковы цели государственной информационной политики в технике?
  5. Каковы цели государственной информационной политики в экономике?
  6. Каковы цели государственной информационной политики в политике?
  7. Каковы цели государственной информационной политики в СМИ?
  8. Каковы цели государственной информационной политики в демократизации?
  9. Каковы цели государственной информационной политики в безопасности?
  10. Каковы цели государственной информационной политики в социальной сфере?
  11. Каковы цели государственной информационной политики в образовании?
  12. Каковы цели государственной информационной политики в культуре?
  13. Каковы цели государственной информационной политики в медицине?
  14. Каковы цели государственной информационной политики в охране здоровья?
  15. Каковы цели государственной информационной политики в защите среды?
  16. Каковы цели государственной информационной политики в правовой сфере?

Задачи и упражнения

  1. Написать эссе на тему: "Первоочередные задачи государственной информационной политики в области образования".
  2. Написать эссе на тему: "Первоочередные задачи государственной информационной политики в области права".
  3. Написать эссе на тему: "Первоочередные задачи государственной информационной политики в области экономики".
< Лекция 14 || Лекция 15 || Лекция 16 >
Владислав Нагорный
Владислав Нагорный

Подскажите, пожалуйста, планируете ли вы возобновление программ высшего образования? Если да, есть ли какие-то примерные сроки?

Спасибо!

Лариса Парфенова
Лариса Парфенова

1) Можно ли экстерном получить второе высшее образование "Программная инженерия" ?

2) Трудоустраиваете ли Вы выпускников?

3) Можно ли с Вашим дипломом поступить в аспирантуру?