Опубликован: 31.07.2008 | Доступ: свободный | Студентов: 0 / 0 | Оценка: 4.10 / 4.00 | Длительность: 14:55:00
ISBN: 978-5-94774-896-3
Лекция 9:

Некоторые виды сетей

Аннотация: В данной лекции рассматриваются интеллектуальная сеть, сеть сигнализации, сеть следующего поколения, линейно-кабельная сеть. Сеть Интернет и сотовая сеть связи рассмотрены в отдельных курсах лекций

Интеллектуальные сети связи

Общие представления

Интеллектуальная сеть базируется на трех основополагающих компонентах — независимости от вида услуг, структуры сети и производителя оборудования. Интеллектуальные сети базируются на ресурсах телефонных сетей общего пользования и обеспечивают пользователя доступом и выполнением некоторого набора интеллектуальных услуг [18], [38].

Примером наиболее часто применяемых интеллектуальных услуг является "служба 800" — служба, развитая во многих странах и позволяющая, например, пользоваться телефонными картами с оплаченными услугами междугородней связи. При этом она дает возможность нескольким компаниям предложить междугороднюю связь. Абонент, набрав номер 800 (иногда перед номером требуется префикс, например 1) и цифры компании, указанной на карточке, может выйти на междугороднюю связь, иногда даже на определенного национального оператора. Такая услуга создала конкуренцию на этом рынке и резко понизила стоимость минуты телефонного разговора. Часто эта служба используется для создания служб, оплачиваемых входящим абонентом. Например, компании, рекламирующие товары или услуги, могут получить номер (после набора 800), где они могут подробно ответить на возникающие вопросы. При этом соединение будет идти независимо от географического расположения исходящего абонента. Для удобства заказчика вместо цифр может использоваться набор букв, обозначающих имя компании (например, FORD). В общем виде можно сказать, что интеллектуальная сеть представляет собой надстройку или дальнейшее расширение сети общего пользования.

Принципы построения интеллектуальной сети

Архитектура платформы интеллектуальной сети представлена на рис. 9.1.

Она содержит обычный телефонный узел, осуществляющий первоначальный прием номера и подключающий соединение к узлу управления услугами (как один из видов соединений). Платформа обеспечена дополнительным программным обеспечением, которое позволяет взаимодействовать с другими элементами Интеллектуальной сети. Эта система в качестве узла подобной сети называется Узел Коммутации Услуг SSP (Service Switching Point).

Принцип построения Интеллектуальной сети

Рис. 9.1. Принцип построения Интеллектуальной сети

Cтанции, подключающие абонентов к интеллектуальной сети, включены в обычную телефонную сеть, Однако направления к узлам управления услугами требуют наличия ОКС с подсистемой INAP, т. е. системой, предназначенной для передачи сигналов рассматриваемого типа сети. В разделе ОКС этот уровень был упомянут. Подробнее с ним можно ознакомиться по книгам [16], [17].

В обычную станцию могут быть включены приборы для реализации дополнительных функций Интеллектуальная Периферия (IPr — Intelligent Peripheral), например, поддерживающие диалоги с абонентами. Это приглашение к набору цифр, информация о стоимости услуги или величине кредита и т. п. Вся информация, дополнительно поступающая от абонента, представлена в многочастотном коде. В связи с этим аппараты абонентов должны быть оборудованы частотными номеронабирателями. Для подключения IPr к узлу коммутации (SCP) используются соединительные линии с сигнализацией, которая реализует протоколы DSS1 первичного доступа ISDN.

Узел управления услугами SCP (Service Control Point) содержит программы, централизовано реализующие логику услуг. В зависимости от принятой информации он дистанционно, с помощью канала сигнализации управляет коммутационным узлом (SSP). Например, осуществляет переадресацию вызова на другой коммутационный узел и другие дополнительные коммутационные действия. Коммутационный узел после выполнения коммутационных действий приостанавливает свою работу до получения новых инструкций от узла управления услугами, вплоть до разъединения.

Система эксплуатационного управления и среда создания услуг (SMP/SCEP — Service management point / Service Creation Environment Point) предоставляют оператору возможность управлять, контролировать, создавать, активизировать, отменять услуги.

Пример работы интеллектуальной сети и базовый процесс обслуживания

Рассмотрим пример работы интеллектуальной сети при реализации услуги "междугороднее соединение по заранее оплаченной карте". Алгоритм этого процесса показан на рис. 9.2 (2 листа).

Услуга заключается в том, что абонент заранее покупает карту, при этом он оплачивает определенное количество минут. С помощью системы управления интеллектуальной сетью необходимо проверить правильность специального номера идентификатора карты, убедиться, что у абонента не исчерпан лимит, и указать маршрут соединения, поскольку соединение может проходить по отдельной сети, распространяющей эту карту.

Рассмотрим кратко этот процесс.

После снятия абонентом трубки процесс идет обычным путем, о котором мы уже говорили в предыдущих разделах.

После приема номера (или его части) определяется, что соединение требует выхода на узел управления услугами (SCP). Устанавливается соответствующее соединение, и на SCP посылается сигнал, содержащий набранный номер. На станции (узле коммутации SSP) процесс приостанавливается.

Алгоритм реализации услуги "междугородное соединение по предварительно оплаченной карте"

увеличить изображение
Рис. 9.2. Алгоритм реализации услуги "междугородное соединение по предварительно оплаченной карте"

SCP, проведя анализ номера, дает команду в SSP для подключения интеллектуальной периферии. Далее узел коммутации SSP включает механический голос: "Наберите код карты".

Код карты принимается или транслируется через узел коммутации, и после окончания приема подается сигнал в SCP и коммутационный узел снова приостанавливает работу в ожидании анализа кода.

От узла управления услугами (SCP) может прийти один из двух сигналов (Код правильный или неправильный). По неправильному коду узел коммутации информирует абонента с помощью интеллектуальной периферии (механический голос "Набранный код неправильный") и завершает соединение (возможно, предоставив абоненту право на повторное число попыток).

При правильном коде у узла управления услугами запрашивается информация о маршруте соединения (каналы могут принадлежать нескольким компаниям, и поэтому должен быть указан точный маршрут, гарантирующий указанную на карте стоимость соединения).

Процесс разъединения не рассматривается. Хотя в нем может быть еще одно интеллектуальное действие — предоставление информации абоненту об оставшейся сумме денег.

Пример позволяет дать некоторые определения, используемые в общей модели обслуживания интеллектуального вызова.

Модель использует следующие понятия:

Точки состояния вызова (Point In Call — PIC ).

Точки обнаружения обращений к услугам IN (Trigger Detection Points — TDP), в русском языке используется термин "триггерные точки". Они, как видно из примера, приостанавливают процесс обслуживания вызова для обращения к логике услуг IN. Это происходит по определенному критерию (например, по набранному абонентом префиксу или коду).

Важно отметить, что эксплуатационный персонал SSP может самостоятельно определять триггерные точки и назначать критерии.

Точки обнаружения событий (Event Detection Point —EDP). Такими событиями могут быть: занятость абонента, ответ, отбой. Информация об этих событиях используется сервисной логикой SCP.

Для изучения архитектуры, протоколов и интерфейсов интеллектуальных сетей связи можно обратиться к [18].

Гульсим Калакова
Гульсим Калакова
Олег Сергеев
Олег Сергеев