Быть может кто-то из Вас знает игру Sims, к какому жанру она относиться? Жизненная симуляция, ролевая игра, там можно и дома строить..... |
Основы разработки компьютерных игр
1.1. Очерки истории компьютерных игр
История видеоигр начинается в пятидесятых годах прошлого века. Тогда появились первые устройства, которые позже превратились в игровые приставки, портативные игровые консоли и персональные компьютеры, которые сегодня являются старейшей игровой платформой.
Термин "видеоигры" (video games) сегодня используется для обозначения всех видов игр, взаимодействие с которыми организовано с помощью различных устройств для отображения видеоинформации. В эту категорию попадают компьютерные игры, игры для игровых приставок, для мобильных устройств.
Рассмотрим основные этапы развития видеоигр.
1940-е годы
Компьютерные игры ведут свою историю с 1947 года. Тогда была создана первая игра – ракетный симулятор. Эта игра вряд ли смогла бы стать массовой – а массовость – это один из признаков современных игр. Она была реализована с помощью запатентованной в 1947 году катодно-лучевой трубки. Игрок мог управлять световым пятном – ракетой, которой нужно было поразить цель. Причем, так как в те времена катодно-лучевые трубки были чрезвычайно ограничены в возможностях, цель была просто нарисована и прикреплена к поверхности экрана.
Создание игровых устройств и программ привлекало многих людей, работавших в высокотехнологичной сфере, людей, связанных с компьютерами, поэтому уже в 50-х годах мы можем наблюдать развитие этой сферы.
1950-е годы
Развитие компьютеров, средств отображения информации, привело к созданию нескольких заметных игровых проектов. Как и прежде, они рассматривались скорее как достижения программистского искусства и современной в тот период времени техники, а не как игры, в которые могут играть все желающие.
Так, в 1952 году Александр Дуглас разработал программу OXO – компьютерный вариант игры в крестики-нолики. Эта программа была создана в рамках его научной работы, которая была посвящена человеко-машинному взаимодействию. Программа содержала модуль искусственного интеллекта – именно он позволял компьютеру играть с человеком.
В 1958 году Уильям Хигинботэн разработал игру Tennis for Two (Теннис для двоих) – простой симулятор игры в теннис. Нередко именно эту игру считают первой настоящей видеоигрой. Для управления в игре использовались контроллеры, оснащенные джойстиком и кнопкой. В качестве устройства отображения информации игра использовала осциллограф. Устройство служило для развлечения посетителей Брукхэвенской Национальной Лаборатории в Нью-Йорке.
1960-е годы
В 60-х годах появляются проекты, которые вполне можно сопоставить с современными компьютерными играми. Однако, реализовывались они, в основном, на ЭВМ, которые имелись в распоряжении учебных заведений.
В 1961 году Стив Рассел и его товарищи из Массачусетского университета (США) написали игру Spacewar! (именно так – с восклицательным знаком) – она работала на компьютере PDP-1. Цель игры – поразить космический корабль противника и при этом не попасть под его огонь и не столкнуться со звездой.
В 1966 Ральф Баер создал компьютерную игру Chase, которая примечательна тем, что впервые использовала в качестве устройства для вывода информации обычный телевизор.
В 1969 Кен Томпсон из компании AT&T написал игру Space Travel для ОС MULTICS. В последствии игра была портирована на другие ОС, в результате она стала первой программой для ОС Unix.
1970-е годы
Если ранее видеоигры были чем-то редкостным, то 70-е годы можно считать настоящим игровым бумом. Игры развивались в нескольких направлениях – это были игровые автоматы, игры для больших компьютеров, установленных в учебных заведениях, игры для домашних компьютеров, а так же – консольные игры. В частности, популярностью пользовались консоли от Atari и Magnavox.
Интересно развивалась ситуация среди пользователей домашних компьютеров. Например, в те времена некоторые игры распространялись в виде текстов, напечатанных в журналах или книгах. И домашний пользователь ПК должен был вручную набирать текст игры, отлаживать, компилировать программу, и, в результате – играть.
В 1971 появился первый игровой автомат – он был запущен в Стэнфордском университете. На автомат была установлена игра Galaxy (она была основана на концепции Spacewar!). В этом же году Нолэн Басшнелл и Тед Дабни создали игровой автомат, основанный на той же Spacewar!. Их игра называлась Computer Space, всего было произведено 1500 экземпляров этого автомата. В этом же году Дон Дэглоу написал первую компьютерную реализацию бейсбола на компьютере DEC PDP-10. В этом же году Майк Мэйфил из Массачусетского технологического университета разработал игру Star Trek
В 1972 основана компания Atari, в этом же году вышла игра Atari PONG и соответствующее устройство. Было продано 19000 копий этой игры.
В 1974 появились игры Maze War и Spasim – первые попытки создания многопользовательских трехмерных FPS. В этом же году Брэд Фортнер разработал игру Airflight – авиасимулятор. Эта игра стала прообразом для Microsoft Flight Simulator.
В 1975 году была написана текстовая компьютерная игра Adventure. Компьютеры тех времен имели скромные вычислительные ресурсы, поэтому текстовые игры были популярными. К тому же, многие игры "общались" с игроками, распечатывая информацию на принтере.
В 1978 вышла игра Space Invaders от Taito – ее успех активизировал других производителей игровых автоматов.
В 1979 году, выпущена игра Pac Man. Эта игра актуальна до сих пор. Она занесена в Книгу Рекордов Гиннеса как самая распространенная игра в мире.
1980-е
В 80-х годах игровые автоматы, которые были популярны в прошлом десятилетии, теряли позиции. Однако начало 80-х можно считать золотой эрой игровых автоматов.
Теперь на первый план выходят игры для ПК, а так же – для игровых консолей. Среди компьютеров тех времен можно отметить ZX Spectrum, Apple II, Apple Macintosh, Commodore 64, IBM PC.
В это же время появляются многие компании-издатели и компании-разработчики игр. Некоторые из них, например - Electronic Arts – существуют и по сей день.
В 1980-е были заложены основы многих популярных сегодня игровых жанров и способов построения игрового мира. Например – это скроллинговые игры, квесты, сетевые игры, трехмерные игры. Благодаря разработке новых аппаратных средств в играх появилось неплохое звуковое оформление. В 1985 году была разработана игра, которая не теряет популярности и в наши дни. Речь идет о всемирно известном Тетрисе, который создал наш соотечественник Алексей Пажитнов. В этом же году выпущена Nintendo Entertainment System – игровая консоль, которая набрала огромную популярность к началу 1990-х годов. Кстати, даже сегодня можно поиграть в NES-игры. Nintendo и некоторые другие компании выпускают игровые консоли, или, как их принято называть, игровые приставки, до сих пор.
В 1987 была разработана ролевая игра Final Fantasy – она стала одной из популярнейших ролевых игр и до сих пор выходят ее новые релизы.
В 1989 компания Nintendo выпустила карманную игровую консоль Game Boy.
1990-е
В 90-х годах индустрия компьютерных игр окрепла, игры разрабатывались уже не одиночками, как это было раньше, а огромными командами профессионалов.
Сегодняшним играм мы обязаны разработкам, которые сделаны в 1990-е годы. А многие игры тех лет все еще популярны. Например – Star Craft (1998), чемпионаты по которому проводятся до сих пор, Duke Nukem 3D, продолжение которой ожидается уже много лет, но сама игра все не теряет актуальности, или Counter Strike – мод к Half Life, вышедший в 1999 году. Первая версия Alone in the Dark вышла в 1992 году.
Одна из первых 3D-игр – Quake – увидела свет в 1996 году. Отчасти эта игра обязана своему появлению набору микросхем Voodoo, который выпустила компания 3dfx. Этот набор микросхем значительно ускорял возможности ПК по обработке трехмерной графики.
В 90-е начали развитие Интернет-игры. Так, уже упомянутая Quake, позволяла устраивать многопользовательские бои в Интернете, то же самое касается StarCraft’а, Age of Empires, Ultima Online, EverQuest. Стали появляться игры, основанные на Macromedia Flash – такие игры – обычно различные реализации достаточно простых, но увлекательных концепций – популярны и сегодня. Главная особенность Flash-игр заключается в том, что для их исполнения нужен лишь WEB-браузер, оснащенный соответствующими надстройками.
Что касается игровых консолей, то они развивались в 90-х годах. Пожалуй, наиболее заметными среди них были SNES и Nintendo 64 от Nintendo, Sega Mega Drive, Sony PlayStation
Наши дни
В наши дни игры продолжают развиваться. На рынке игровых консолей есть три сильных конкурента. Это Microsoft Xbox 360 (ее предшественница – Xbox – появилась в 2001 году), Sony PlayStation III и Nintendo Wii.
Сегодня создание компьютерных игр – это огромная индустрия. Бюджеты игровых проектов достигают десятков миллионов долларов, а объем рынков современных игр – компьютерных, консольных, мобильных, оценивается десятками миллиардов долларов.
Можно заметить, что разработкой компьютерных игр в самом начале их возникновения занимались одиночки. Позже, в начале 80-х годов, начали возникать компании-разработчики и компании-издатели игр. В 1980-90-х годах заметные игровые проекты обычно создавались трудами крупных компаний. Однако, последние несколько лет роль небольших групп разработчиков и даже одиночек возрастает. Этот вывод можно сделать, например, если проанализировать такой феномен, как любительские модификации (или, как принято говорить, моды) популярных игр. Например, популярная игра Counter Strike появилась в виде любительского мода к Half Life.
Поговорив об истории игр, перейдем к описанию этапов создания игры и к характеристике "игровых" профессий.