Определение требований
Если вы читаете этот курс с начала до конца, можете поверхностно ознакомиться с материалом двух лекций, посвященных планированию, после чего прочесть остальную часть курса. Когда у вас будет четкое представление о том, как работают различные компоненты организации Exchange, вы вернетесь и изучите эти две лекции более тщательно. В действительности же планирование следует всегда проводить перед реализацией, однако данный подход поможет разобраться в процессе развертывания, перед тем как начинать планирование.
Выявление нужд пользователей
Первым шагом при разработке любой системы является определение того, какие задачи должна выполнять реализуемая система. В случае с системой Exchange необходимо ответить на следующие вопросы.
- Будет ли система обеспечивать работу базовых служб обмена сообщениями, т.е. возможность пользователей передавать друг другу электронную почту?
- Будет ли система предоставлять доступ к ресурсам интернета? Будут ли пользователи иметь возможность отправлять и получать электронную почту интернета или участвовать в группах новостей интернета?
- Планируется ли предложить использование общих папок как способ коллективного обсуждения?
- Планируется ли предоставить пользователям беспроводный доступ или возможности синхронизации?
- Будет ли Exchange Server использоваться для каких-либо особых приложений? Например, имеется ли база данных контактов, которую нужно сделать доступной в виде общей папки?
На данном этапе нашими целями являются сбор деловых требований и понимание корпоративной природы и технических особенностей среды (включая топологию сети и самих компьютерных систем), в которой будет использоваться Exchange Server 2003. При разработке организации Exchange необходимо также определить, какие службы и функциональности понадобятся пользователям. После того как ответы на эти вопросы будут получены в следующих параграфах, можно будет эффективно сгруппировать пользователей согласно их нуждам. Затем эти группы можно использовать для планирования ресурсов Exchange Server с целью удовлетворения требований пользователей, о чем пойдет речь в "Планирование развертывания" .
Обмен сообщениями
Exchange Server 2003, как правило, используется в качестве системы обмена сообщениями. Пользователям Exchange понадобится передавать друг другу электронную почту. Следует ответить на эти вопросы, чтобы четко понять суть требований, предъявляемых пользователями к будущей системе.
- Кому чаще всего пользователи будут отправлять сообщения? Обмен сообщениями в большинстве сетей происходит обычно по одной и той же схеме. Пользователи, как правило, отправляют сообщения другим пользователям в одной рабочей группе. Пользователям также требуется отправлять сообщения в другие рабочие группы или внешним получателям, например пользователям в интернете. Разработка схемы обработки этого трафика позволит правильно спланировать размещение пользователей и сервера.
- Какой объем электронной почты будет отправляться и приниматься пользователями? Некоторым пользователям электронная почта требуется нечасто, в то время как другие пользователи отправляют и принимают сообщения десятками каждый день. Зная средний объем сообщений, передаваемых пользователями, можно спланировать объем жестких дисков на серверах, системные требования к информационным хранилищам и требования к пропускной способности сети.
- Будут ли пользователи осуществлять обмен расписаниями и контактной информацией? Microsoft Outlook 2003 обеспечивает возможность динамического распространения расписаний и контактной информации между пользователями. Это обстоятельство создает дополнительный трафик сообщений и должно учитываться при разработке системы.
- Какие сообщения и вложения будут разрешены для отправки пользователями? Если пользователи будут осуществлять передачу друг другу больших файлов с помощью электронной почты, необходимо определенным образом ограничить объем пересылаемых файлов. В некоторых организациях устанавливается предел объема информации, передаваемой в одном сообщении. В других предел устанавливается на объем одного почтового ящика. Также можно устанавливать различные пределы для различных пользователей. Например, руководителям подразделений можно предоставить больший уровень гибкости, нежели другим сотрудникам компании.
- Будут ли сообщения пользователей храниться преимущественно на сервере Exchange, или их местонахождением станут локальные личные папки? Если серверное хранилище предполагается сделать главным местом хранения сообщений пользователей, необходимо определить, какое пространство на жестком диске потребуется для хранилищ почтовых ящиков. В организации могут действовать деловые политики, требующие хранения электронной почты в течение длительного времени. Например, в некоторых правительственных организациях электронная почта должна храниться вечно. Ответ на этот вопрос поможет спланировать объем жестких дисков для серверов и для клиентов.
- Какой уровень безопасности необходимо обеспечить для пользователей? Будут ли пользователи требовать шифрования или цифрового подписывания сообщений и вложений? Если да, то понадобится создать в сети своего рода сервер сертификатов, например Microsoft Certificate Services. Безопасность Exchange обсуждается в части "Безопасность".
Общие папки
Общие папки предназначены для обеспечения совместной работы пользователей в Exchange Server 2003. Как известно, они позволяют открывать общий доступ и обеспечивать коллективную работу с централизованными сообщениями. Общие папки требуют основательного планирования. Помимо планирования объема хранилища Exchange-серверов, в которых будут находиться копии общих папок, полученные в результате репликации, необходимо спланировать репликацию общих папок и доступ пользователей к серверам общих папок. Следующие вопросы помогут определить методы использования общих папок в создаваемой организации Exchange.
- Каким пользователям потребуется доступ к тем или иным общим папкам? Члены некоторых различных рабочих групп будут осуществлять коллективную работу с определенными документами и сообщениями активнее, чем другие рабочие группы. Эта информация поможет определить, где следует разместить экземпляры тех или иных папок и как часто осуществлять их репликацию.
- Каким пользователям будет разрешено создавать общие папки? По умолчанию общие папки верхнего уровня дерева общих папок создаются на домашнем сервере создающего их пользователя. Подпапки создаются на том же сервере, что папка верхнего уровня, в которой они создаются. Посредством ограничения возможности пользователей создавать папки верхнего уровня можно управлять размещением общих папок на серверах. Такие ограничения позволяют сохранять управляемость структурой деревьев общих папок.
- Какой объем информации пользователи предполагают хранить в своих общих папках? Тип информации (документы, формы, исполняемые файлы или простые сообщения) и размер типичного файла помогут определить объем пространства, занимаемый хранилищем общих папок, и нагрузку на серверы при доступе к общим папкам.
- С какой периодичностью пользователи будет осуществлять доступ к общим папкам? Эта информация поможет определить нагрузку, которая будет оказываться пользователями на серверы общих папок, и назначить репликацию общих папок.
- Будут ли использоваться общие папки для открытия доступа к группам новостей интернета? Тысячи сообщений проходят ежедневно через группы новостей, а число групп новостей равно десяткам тысяч. Можно создать общие папки, синхронизирующиеся с группами новостей интернета, однако понадобится обеспечить поддержку сервером нагрузки сообщениями.
Подключение к другим системам
Потребуется ли пользователям доступ в интернет или в какую-либо систему обмена сообщениями? Эта информация позволит спланировать размещение пользователей и внешних коннекторов обмена сообщениями. Если одна группа пользователей намеревается очень активно использовать коннектор, этих пользователей можно разместить на сервере, на котором установлен коннектор, чтобы уменьшить число узлов, преодолеваемых сообщениями для их доставки от пользователей во внешнюю систему. Любой сервер Exchange может иметь коннектор внешнего обмена сообщениями, и этот коннектор будет доступен всем пользователям в организации. Иногда требуется настроить несколько коннекторов, образующих связь с внешней системой, чтобы сбалансировать нагрузку обмена сообщениями, оказываемую на эту систему.
Если несколько коннекторов поддерживают одну и ту же систему, необходимо выбрать тип коннектора. В этом случае понадобится изучить типы внешних систем и типы поддерживаемых ими коннекторов, а также производительность, обеспечиваемую коннекторами. Например, коннектор X.400 является высоконадежным, однако его надежность заключается в возможности поддержки большего уровня нагрузки, незначительно влияющего на производительность. Коннектор X.400 может отправлять и принимать электронную почту в назначенное время, снижая нагрузку, оказываемую электронной почтой на другие сетевые приложения.
Кроме того, коннекторы различаются по предоставляемым дополнительным службам. Коннектор, позволяющий использовать хранилище с общим доступом, более предпочтителен, нежели коннектор, обеспечивающий только обмен электронной почтой между пользователями. Если коннектор используется только для перехода от одной версии Exchange Server к другой, он будет временным дополнением к организации Exchange. В таких случаях следует выбирать коннектор, максимально простой в переходе к новой версии для пользователей. Во многих случаях можно осуществлять прозрачный переход пользователей к новой версии с минимальным вмешательством в их ежедневную работу, просто посредством выбора нужного коннектора. О коннекторах подробно рассказывается в "Соединение групп маршрутизации" и в лекции 1 "Функциональность, безопасность и поддержка Exchange Server 2003".
Удаленный доступ
Нередко администраторам требуется разрешить пользователям доступ к частным и общим папкам из удаленного расположения. При планировании организации Exchange необходимо учитывать требования этих удаленных пользователей. Эта информация позволит спланировать размещение пользователей, а также службы удаленного доступа (RRAS), доступа к виртуальной частной сети или интернет-доступа для рассматриваемой сети. Многие производители предлагают решения, обеспечивающие удаленный доступ к Exchange. Данная информация полезна также при планировании системы безопасности. При оценке потребностей удаленного доступа в организации следует ответить на такие вопросы.
- Каким пользователям требуется удаленный доступ к организации Exchange?
- Будут ли пользователи соединяться с сервером RRAS через телефонные подключения или осуществлять доступ к сети через интернет? Непосредственное телефонное соединение с сервером RRAS, как правило, обеспечивает больший уровень контроля и безопасности. Осуществлять доступ к сети через интернет обычно дешевле и удобнее, а некоторые новые возможности, такие как RPC через HTTP, повышают уровень безопасности при доступе через интернет.
- Где будет расположен сервер RRAS?
- Приблизительно для какого числа пользователей потребуется единовременный доступ к сети? Эта информация поможет определить требуемое число серверов RRAS, а также число модемов и телефонных линий.
Особые приложения
Есть ли у пользователей какие-либо особые потребности, которые могут быть удовлетворены при помощи отдельно разработанных приложений? Если да, то могут ли пользователи сами создавать эти приложения, или для этого потребуется нанять специалистов? Обдумывать необходимость в особых приложениях необходимо на этапе планирования. Использование особых приложений может изменить ответы на многие вопросы, рассматриваемые в этом параграфе.
Обучение и поддержка
Пользователям, как правило, требуется пройти специальное обучение при работе с новой системой. Ошибочно полагать, что электронная почта совершенно проста в использовании. Outlook 2003 и другие клиенты обмена сообщениями – это сложные программы. Пользователям придется научиться работе с общими папками, подписыванию и шифрованию сообщений. Вы планируете поручить пользователям самостоятельную установку почтовых клиентов? В этом случае их необходимо соответствующим образом обучить.
Следует помнить, что пользователям часто приходится изучать новые средства, включая новые версии операционных систем и программного обеспечения. Необходимо выделить время и обеспечить понимание пользователями рассматриваемой системы, а также поручить более опытным сотрудникам отвечать на вопросы пользователей. Общие папки являются прекрасным местом расположения учебных материалов, которые должны быть доступны всем пользователям. Также можно использовать общую папку для хранения контактной информации персонала поддержки. В общей папке могут использоваться те же формы и представления, что и в папках почтовых ящиков пользователей. В этом случае общая папка с контактной информацией, которая использует форму контакта Exchange, идеально подходит для списка контактов группы поддержки.