Опубликован: 21.11.2006 | Доступ: свободный | Студентов: 1812 / 140 | Оценка: 4.09 / 4.00 | Длительность: 38:34:00
Лекция 1:

Принципы организации систем электронной почты

Лекция 1: 123456 || Лекция 2 >
Аннотация: В данной лекции рассматриваются: системы обмена сообщениями электронной почты в пределах мэйнфрейма и между мэйнфреймами; развитие систем электронной почты на базе ОС UNIX; протоколы электронной почты.

В этой лекции

  • Системы обмена сообщениями электронной почты в пределах мэйнфрейма
  • Системы обмена сообщениями электронной почты между мэйнфреймами
  • Развитие систем электронной почты на базе ОС UNIX
  • Протоколы электронной почты

За последние 25 лет системы электронной почты претерпели существенные изменения. С той поры, когда пользователи мэйнфрейма обменивались короткими текстовыми сообщениями, до времен, когда друзья могут посылать свои фотографии через Internet, системы электронной почты прошли длинный путь. Для выполнения электронной почтой новых функций были разработаны и внедрены протоколы, которые позволяли обмениваться не только текстовой, но и двоичной информацией (т.е. файлами) между двумя людьми. Основным толчком для развития большинства этих протоколов послужил бурный рост сети Internet. Еще несколько лет назад для пользователя не было так важно иметь соединение с поставщиком услуг Internet (Internet Service Provider — ISP). В настоящее время протоколы PPP (Point-to-Point Protocol) и POP3 (Post Office Protocol) являются основными китами, на которых держится сеть Internet. С ростом числа пользователей требования к электронной почте сильно изменились. В прошлом системы электронной почты являлись лишь небольшими вспомогательными подсистемами мэйнфреймов, уступая первенство корпоративным приложениям. Уже сегодня провайдеры Internet выделяют отдельные системы только для обслуживания электронных почтовых ящиков своих клиентов.

Системы обмена сообщениями электронной почты в пределах мэйнфрейма

В принципе, системы электронной почты эксплуатируются уже довольно длительное время. Еще в 70-х годах ХХ века многие производители мэйнфреймов включали в комплект поставки программы, которые позволяли пользователям, включенным в систему, обмениваться короткими сообщениями. При этом сообщение появлялось на консоли пользователя, который был в этот момент подключен к системе. Эти системы обмена электронными сообщениями, хотя и были не очень удобными, положили начало созданию систем электронной почты.

Следующим логическим шагом было предоставление пользователю возможности посылать сообщение другому пользователю, который в данный момент не был подключен к системе. Для этой цели была разработана сложная система, позволявшая каждому пользователю работать с отдельной областью на мэйнфрейме, которая называлась почтовым ящиком (mailbox). Теперь, чтобы послать сообщение другому пользователю, нужно было запустить специальную почтовую программу, с помощью которой сообщение помещалось в почтовый ящик адресата. Затем другой пользователь также запускал почтовую программу, которая проверяла наличие сообщений в его почтовом ящике. На рис.1.1 представлена работа такой системы в мэйнфрейме.

Система обмена сообщениями электронной почты в пределах мейнфрейма

Рис. 1.1. Система обмена сообщениями электронной почты в пределах мейнфрейма

Однако такая система была довольно ограничена. Во-первых, сообщения можно было посылать лишь пользователям в пределах одного мэйнфрейма. В то время мэйнфреймы еще не имели средств для связи друг с другом. Во-вторых, посылаемые сообщения могли содержать только текст. Так что вы не смогли бы послать другому пользователю мейнфрейма двоичный файл, содержащий графическое изображение или программный код.

Системы обмена сообщениями электронной почты между мэйнфреймами

По мере развития мэйнфреймов развивались и их системы связи. Прошло совсем немного времени и мэйнфреймы смогли обмениваться данными в сложных сетях связи. Это дало толчок развитию систем электронной почты, благодаря которым теперь мог производиться обмен электронными сообщениями между мэйнфреймами. На рис. 1.2 показан пример такого взаимодействия.

Системы обмена сообщениями электронной почты между мэйнфреймами

Рис. 1.2. Системы обмена сообщениями электронной почты между мэйнфреймами

С развитием систем связи мэйнфреймов все более сложными становились и программы для работы с электронной почтой. Если посылалось сообщение пользователю другого мэйнфрейма, программа обработки почты должна была опознать его и поместить в почтовый ящик адресата на соответствующем мэйнфрейме. С тех пор имена мэйнфреймов стали определяющим критерием, и два мэйнфрейма уже не могли иметь одинаковые имена, если они принадлежали к одной сети.

Развитие систем электронной почты на базе ОС UNIX

В 80-х годах ХХ века в компании AT&T Bell Labs была разработана ОС UNIX, которая приобрела популярность в университетской среде. Она широко распространилась на компьютерах, меньших, чем мэйнфреймы, но имевших вычислительную мощность сравнимую с ними, и использовались для решения научных и математических задач в интересах профессорско-преподавательского состава и студентов. Эти компьютеры оперировали еще на принципах мэйнфреймов, но система UNIX уже требовала регистрации пользователей в системе с терминалов ввода-вывода, подключенных к миникомпьютеру.

Операционная система UNIX кардинальным образом изменила процесс разработки и внедрения программного обеспечения. На смену громоздким монолитным программам, выполнявшим все функции, пришли меньшие по размеру специализированные программы, которые более эффективно выполняли отдельные функции. Все это оказало огромное влияние и на системы электронной почты. Функции обработки электронной почты теперь были разделены между несколькими различными программами, выполнявшими одну определенную функцию. Все эти функции могли отделяться от программ, и для их выполнения создавались новые более эффективные программы. Далее в этом разделе описываются функции системы электронной почты и некоторые программы, которые их реализуют.

Лекция 1: 123456 || Лекция 2 >