X Конкурс исследовательских работ учащихся им.Вернадского (2003 г.)

Автор работы: Николай Дзюин (Воткинск)


Солнце задает ритм

Солнце – самая яркая звезда на небе, дарующая нам жизнь, тепло и свет. Оно издавна привлекало внимание человека. С развитием цивилизации человек стал задумываться над вопросом: что же на самом деле представляет собой наше светило? И пытался найти ответ.

Обзор литературы

Задолго до изобретения телескопа люди заметили, что иногда на неярком заходящем или видимом сквозь легкие облака Солнце видны темные пятна. И только в 1610 году знаменитый итальянский ученый Галлилео Галлилей использовал свой телескоп для наблюдения солнечных пятен и сделал много открытий,(5).

Солнечные пятна – это темные образования на диске Солнца. В телескоп видно, что крупные пятна имеют довольно сложное строение: темную область тени окружает полутень, диаметр которой более чем в два раза превышает размер тени. Если пятно наблюдается на краю солнечного диска, то создается впечатление, что оно похоже на глубокую тарелку. Происходит это потому, что газ в пятнах прозрачнее, чем в окружающей атмосфере.

По величине пятна бывают очень разными – от малых, диаметром примерно 1000-2000 километров, до гигантских, значительно превосходящих размеры нашей планеты. Отдельные пятна могут достигать в поперечнике 40000 километров, а самое большое из наблюдавшихся ранее пятен достигло 100000 километров, (7).

Центральная часть пятна - ядро (или тень) - окружена волокнистой полутенью. Пятна выглядят как конические воронки, глубина которых около 300-400 километров. Но это только видимость углубления. Вещество Солнца в пятне более прозрачно, чем на остальной поверхности, поэтому видны более глубокие слои звезды. Пятна кажутся темными лишь по контрасту с сияющей фотосферой. На самом деле температура ядра (самой холодной его части) равна приблизительно 4300 градусов),(5).

Установлено, что пятна – это места выхода в солнечную атмосферу солнечных магнитных полей. Магнитные поля уменьшают поток энергии, идущей от недр светила к фотосфере, поэтому в месте их выхода на поверхность температура падает,(5).

Солнечные пятна часто образуют группы из нескольких больших и малых пятен. Такие группы могут занимать значительные области на солнечном диске. Картина группы все время меняется, пятна рождаются и распадаются. Живут группы пятен долго, иногда на протяжении двух или трех оборотов солнца (период вращения Солнца составляет примерно 27 земных суток),(7).

Еще в средние века мореплаватели обратили внимание, что стрелка компаса в определенные дни вдруг начинала беспорядочно колебаться и компас становится непригодным для навигационных расчетов. Такие явления стали называть магнитными бурями. А в 18 веке шотландский астроном и геофизик Иоганн Ламонт заметил, что интенсивность и частота магнитных бурь тем выше, чем больше на Солнце пятен. Так была открыта связь земных явлений с солнечной активностью.

Летом 1915года наблюдая за пятнообразовательной деятельностью Солнца,18- ти летний Александр Чижевский обнаружил следующий факт : некоторые периоды пятнообразования совпали с развертыванием и обострением военных действий на многих фронтах Первой мировой войны. Это событие стало для русского ученого- энциклопедиста началом его многолетних систематических исследований солнечно- биосферных связей,(7).

Многолетние наблюдения ученых показали, что увеличение и уменьшение количества пятен имеет циклический характер, причем продолжительность цикла составляет 11 лет.

В 1650-1715 годах пятна на Солнце практически не наблюдались, наша звезда была на удивление спокойной. Это соответствовало периоду исключительно холодной погоды в Европе - в 1700 году даже замерзла река Темза в Лондоне,(8).

В 1989-1990 годах пятен на Солнце было очень много – на этот период пришелся пик солнечной активности. В следующий раз наибольшая плотность пятен наблюдалась в 2000-2001 годах, (7).

Цель работы

Исследовать влияние солнечной активности на изменение температуры и влажности воздуха в городе Воткинске

Методика исследования

Методика исследования заключается в сопоставлении показателей солнечной активности и данных воткинской метеостанции.

Для наблюдения солнечных пятен был использован бинокль БПЦ-20х60. Для удобства зарисовки пятен на карточки изготовлен солнечный экран. Этот прибор позволил наблюдать довольно мелкие солнечные пятна и факельные поля.

Наблюдения проводились в каждый солнечный день на протяжении трех месяцев: июля, августа и сентября. Результаты отражались в карточках. Каждая карточка содержит дату, время наблюдения и изображения солнечных пятен, рис.1.


Рис.1. Образцы рабочих карт

Полученные данные с каждой карточки обработаны по методу Вольфа. Количественная оценка активности Солнца – число Вольфа – определяется как сумма общего количества пятен на Солнце (f) и удесятеренное число групп пятен (g): W= f + 10g. Например, на 10 июля W= 4 + 10×3 = 34; на 5 августа W= 9 + 10×5 = 59.

На основе обработанных данных составлен график солнечной активности

(по горизонтали – дни с июля по сентябрь 2002 года)


Рис.2. График солнечной активности с 1 июля по 30 сентября 2002 г.

Данные о температуре (рис.2) и влажности воздуха за июль-сентябрь 2002 года получены на воткинской метеостанции.


Рис.3. График температуры воздуха с 1 июля по 30 сентября 2002 г.

На основе всех полученных данных был составлен совмещенный график, рис.4.


Рис.4. Совмещенный график данных наблюдений с 1 июля по 30 сентября 2002 г.

Проведем анализ совмещенного графика.

Хорошо заметна зависимость температуры воздуха от солнечной активности:

1) в период увеличения числа Вольфа (дни с 17 по 28, с 58 по 61) температура увеличивается.

2) В период уменьшения числа Вольфа (дни с 30 по 35) температура воздуха снижается.

Вывод

Температура воздуха в городе Воткинске повышается с увеличением количества пятен на Солнце и соответственно уменьшается с уменьшением количества пятен.

Список использованной литературы

  1. Андрианов Н.К., Марленский А.Д. Школьная астрономическая обсерватория. М., Просвещение, 1977 г.
  2. Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. М., Просвещение, 1984 г.
  3. Дагаев М.М., Чаругин В.М. Астрофизика. М., Просвещение, 1988 г.
  4. Левитан Е.П. Астрофизика – школьникам. М., Просвещение, 1977 г.
  5. Малая детская энциклопедия «Вселенная». М., 2002 г.
  6. Цесевич В.П. Что и как наблюдать на небе. М., Наука, 1984 г.
  7. Энциклопедия для детей «Астрономия». М., Аванта Плюс, 2000 г.
  8. TV канал «Культура»,передача « Понимание. Погода»